logo
Акционерное общество (компания, корпорация) как главный институт предпринимательской деятельности

2.1.2 Общество с дополнительной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - новый вид хозяйственных обществ, предложенный Гражданским кодексом РФ 1994г. как самостоятельная организационно - правовая форма предпринимательской деятельности. Согласно ст.95 ГК РФ обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.[5, с.113]

Для общества с дополнительной ответственностью характерны следующие особенности:

1) к обществу применяются правила, регулирующие порядок организации и деятельности обществ с ограниченной ответственностью;

2) участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Можно отметить, что на основании п.3 ст.95 ГК РФ и ч.2 п.1 постановления пленума ВС РФ об обществах с ограниченной ответственностью, а соответственно и положения ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» применяются также к обществам с дополнительной ответственностью, поскольку иное не предусматривается специальными правилами, установленными для этих обществ. По смыслу п.5 ст.58 ГК РФ преобразование юридического лица есть не что иное, как переход одного вида юридического лица в другой вид, т.е. замена его существующей организационно - правовой формы на новую. Необходимо отметить, что законодательство внимательно относится к этой форме реорганизации, определяя те организационно - правовые формы, в которые может преобразоваться то или иное юридическое лицо. Так, п.1 ст.68 ГК РФ ограничивает возможность преобразования хозяйственных товариществ и обществ следующим образом: «Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы». Уточняя эту норму применительно к корпорациям (акционерным обществам, обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью), ГК РФ в п.2 ст.104 устанавливает, что акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив; что согласно п.2 ст.92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью также вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив; учитывая, что к обществам с дополнительной ответственностью согласно п.3 ст.95 ГК РФ применяются правила об обществах с ограниченной ответственностью, за исключением положений, регулирующих ответственность участников, общество с дополнительной ответственностью также может преобразовываться в акционерное общество или производственный кооператив. Таким образом, законодатель определяет исчерпывающий перечень тех организационно - правовых форм, которые можно использовать при преобразовании общества с ограниченной ответственностью. При этом если речь идет о преобразовании, то с абсолютной очевидностью можно утверждать, что преобразовать можно только в иную самостоятельную организационно - правовую форму. Корпоративная форма организации бизнеса обладает рядом особых преимуществ.

1. Акционеры не несут персональной ответственности по долгам корпорации. Кредиторы предъявляют иск на активы корпорации, а не на персональную собственность акционеров. Акционер, купивший акции, является держателем права получать дивиденды и участвовать в управлении делами компании.

2. Корпоративная форма организации бизнеса позволяет достаточно легко собрать необходимый капитал путем продажи акций.

3. Корпорация не прекращает существования в связи со сменой владельцев: акции корпорации продаются на вторичном рынке и переходят от одного владельца к другому;

4. Диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;

5. Возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.

К недостаткам корпоративной формы бизнеса обычно относят:

1) двойное налогообложение владельцев корпорации;

2) более строгое регулирование корпоративной деятельности, чем в случае индивидуального бизнеса или партнерства (действия корпораций ограничены местными и национальными законами);

3) отграничение владельцев корпорации - акционеров - от текущего управления корпорацией (как правило, текущим управлением занимаются наемные управляющие, которые могут быть и акционерами; за свою работу управляющие получают зарплату и, если они являются акционерами, дивиденды).

Относительно порядка выплаты дивидендов существуют строгие правила. Даже в тех случаях, когда компания имеет достаточно чистый доход, дивиденды не выплачиваются автоматически, их выплата должна быть объявлена директорами заранее. Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, принципиальным моментом является то, что «вес» этого голоса определяется количеством акций, а не по фактической их стоимости у данного акционера. Исключение составляют держатели привилегированных акций - они дают право на фиксированный (т.е. не зависящий от решения собрания акционеров) дивиденд, но не дают права голоса на собрании. В обыкновенных акциях нет гарантированного дивиденда, но есть право голоса. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев) концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3 - 5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельностью компании.

При этом существенное значение имеют следующие четыре даты:

1) день объявления о выплате дивидендов;

2) дата переписи владельцев акций (для того, чтобы иметь возможность получить объявленные дивиденды, владелец акций должен быть зарегистрирован в книге учета акционеров на данный день);

3) экс - дивидендная дата, как правило, предшествующая на три деловых дня дате переписи (устанавливается для привидения в порядок списков акционеров; если владелец акций продает их раньше экс - дивидендной даты, он теряет право на получение объявленных дивидендов; если покупатель приобретает акции раньше этой даты, то он получает дивиденды);

4) день выплаты дивидендов, отстоящий обычно на три - четыре недели от дня переписи.

Итоги функционирования корпорации отражают в балансе. Баланс характеризует активы и акционерную собственность корпоративного бизнеса.

Корпорация обладает наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности. Корпорациями в США являются лишь 19% фирм, однако их доля в годовом обороте огромна - 89%. Средний годовой доход корпораций составляет около 2,1 млн. долл. на фирму. Однако не стоит всегда ассоциировать понятие корпорации с понятием крупной фирмы: есть многочисленные примеры корпораций со значительно более скромными показателями.

Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука - теория организаций. Неоинституциональная теория трансакционных издержек и, в частности, работы О.Уильямсона, также внесла существенный вклад в изучение вопросов построения контрактных отношений внутри корпорации. В отличие от других форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Акционерная форма собственности позволяет осуществлять функциональное взаимодействие самостоятельных организационных структур (фирм) без их прямого слияния. Функциональное взаимодействие такого рода предполагает создание единого центра стратегических решений, что позволяет комбинировать отраслевую структуру производственных подразделений различных фирм. Целью такого функционального взаимодействия выступает стремление оптимизировать прибыльность всех (и каждой в отдельности) организационных структур через общее руководство, контроль и финансирование со стороны единого центра. Роль такого центра выполняют так называемые холдинговые компании.