logo
Анализ конкуренции как главного элемента рыночного механизма

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В нашей республике, как и в бывшем СССР, сложился особый тип монопольного хозяйства и самих монополий, существенно отличающихся от классических рыночных. Монополизм проявлялся в специфических формах и условиях хозяйствования, обусловленных особенностями социально-экономического развития республики в составе бывшего СССР. Имело место не реальное обладание монопольной властью со стороны самостоятельных хозяйствующих субъектов (возможность определять объемы производства и цены на продукцию, диктовать условия потребителям), а формальное лидерство и подчинение вышестоящим инстанциям [17, c. 48].

В народном хозяйстве РБ доминируют крупные (относительно доли, занимаемой на рынке товаров и услуг) структуры, как в виде самостоятельных предприятий, так и в форме их объединений.

В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению -- естественный и искусственный монополизм; по степени влияния -- всеобщий, абсолютный и т. н. олигополию; по сфере влияния -- отраслевой и межотраслевой; по территориальному признаку -- тотальный и локальный; по функциональной роли -- ведомственный, должностной и производственный.

В белорусской экономике господствуют монополия государственной собственности -- по содержанию, а по форме -- чистая монополия и олигополия (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной).

В Республике Беларусь установлена государственная монополия на продажу всех видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия и боеприпасов).

Государственная монополия существует на все виды ресурсов, имеющих стратегическое значение или монополизированных в силу естественно-природных факторов.

Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной монополии, являются: 1) предприятия оборонной промышленности; 2) предприятия ликеро-водочной отрасли; 3) предприятия табачной отрасли; 4) предприятия фармацевтической промышленности; 5) объекты хранения государственных ресурсов; 6) предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов; 7) учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии; 8) учреждения Госкомитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; 9) предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб; 10) объекты гражданской обороны; 11) предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгметаллы; 12) предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии.

К естественным монополиям относятся сферы и хозяйствующие субъекты, способные удовлетворять общественный спрос на товары и услуги с наименьшими издержками. Это -- фирма, средние издержки которой снижаются по мере роста объема производства, и когда целесообразно наличие только ее одной. Экономическая эффективность требует ограниченного их числа по мере роста масштаба (или крупного производства).

В сферу естественной монополии в РБ входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городски пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи [17, c. 59].

Монополизм характерен для более чем 20 отраслей и подотраслей экономики республики. В их числе: машиностроение и металлообработка; химическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, топливная, металлургическая, легкая и пищевая промышленность; промышленность строительных материалов; отрасли производственной и социальной инфраструктуры. Монопольная сущность экономической системы хозяйствования в Республики Беларусь проявляется в чистой монополии, реже -- в олигополии, которые обусловливают невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений [18, c. 104].

Проводимые в стране преобразования, ориентированные на обеспечение устойчивого развития экономики и рост уровня жизни населения, требуют создания соответствующих организационно-правовых условий для перехода к новой антимонопольной политике. Использование программных методов, являющихся основной формой реализации государственной политики, нацеленной на противодействие монополизации и развитие конкуренции в Беларуси, должно основываться на глубокой аналитической проработке и оценки предпосылок развития конкуренции на рынках страны. Как показывает анализ структуры промышленности республики, за 1997-2013 годы в ней произошли значительные изменения, однако они не коснулись ее высококонцентрированного ядра. Таким образом, в настоящее время белорусская экономика имеет два четко выраженных уровня: на первом находятся сохраняющие свои доминирующие позиции крупные предприятия, на втором - динамично растущий сектор малого предпринимательства. В результате предпосылки развития конкурентных отношений существуют преимущественно на уровне малых предприятий. Охарактеризуем современное развитие малого предпринимательства в республике.

Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь имеет свои особенности. За относительно небольшой период рыночных преобразований тенденции его развития принимали различную направленность. Отличительной особенностью развития малого предпринимательства в Республике Беларусь являлось неравномерное распределение его по регионам республики. Более половины всех малых предприятий было сосредоточено в г. Минске, а остальные (6-8,4%) расположены в шести областях, население которых значительно превышает население столицы республики. Эта тенденция устойчива и просматривается на протяжении всего периода становления и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь, начиная с 1992 года [22, c. 114].

В последние годы важность частного бизнеса в белорусской экономике неоднократно подчеркивалась и подтверждалась на самом высоком государственном уровне. Так, в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Совета министров от 29 декабря 2012 г., отмечено, что к 2015 году руководство страны планирует довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 30% и обеспечить численность занятых в этом секторе до 1.8 млн чел.

При этом министр экономики Республики Беларусь Николай Снопков, выступая на Ассамблее деловых кругов в марте 2013 г. и говоря о необходимости развития в стране частного предпринимательства, заявил, что «динамика в этом направлении есть, амбиции также есть - это достижение доли малого и среднего бизнеса в ВВП на уровне 50%», что должно быть осуществлено к 2020 году [1, c. 6].

В белорусской государственной статистике, согласно Закону Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства», классификация субъектов малого и среднего предпринимательства проводится по следующим критериям:

-- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

-- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. включительно;

-- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно;

-- к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 чел. включительно [17].

За 2005-2013 годы наблюдается положительная динамика удельного веса малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях развития Республики Беларусь: в валовом внутреннем продукте, в объеме производства продукции (товаров, услуг), в объеме промышленного производства, в объеме инвестиций в основной капитал, в объеме экспорта товаров и др. Это свидетельствует о том, что темпы роста по приведенным показателям превышали темпы роста аналогичных показателей в целом по республике.

В указанном периоде стимулированию развития малого предпринимательства способствовало принятие нормативных правовых актов, направленных на:

-- либерализацию условий осуществления экономической деятельности;

-- совершенствование отношений собственности и арендных отношений;

-- снижение контрольной нагрузки на бизнес;

-- упрощение административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-- упрощение сертификации и стандартизации товаров, работ, услуг и другое.

Проанализируем динамику развития малого предпринимательства в Беларуси. Динамика численности малых предприятий представлена в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Численность малых предприятий в республике, единиц

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Общая численность малых предприятий в Беларуси

33094

37760

51240

67991

77402

84164

88673

99138

Примечание -- Источник: данные Белстат.

Итак, по итогам анализа следует отметить следующие тенденции. Динамика численности малых предприятий в 2005-2006 гг. оставалась стабильной. Однако с 2007 г. произошел значительный рост удельного веса области, что свидетельствует об эффективности государственного регулирования малого предпринимательства в стране. По состоянию на 1 января 2012 г. в республике состоит на учете 88673 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 4509 (или на 5,4%). В отраслевом разрезе в 2012 г. наибольшее число микро- и малых организаций по-прежнему приходилось на сферу «торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 41.2%.

Далее следуют «обрабатывающая промышленность» (15.2%), «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям» (12.7%) и «транспорт и связь» (9.6%). Среди средних предприятий наибольшее количество фирм занято в сфере «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (28.4%), а также «обрабатывающая промышленность» (23.3%). Далее следуют такие сферы, как строительство (16.6%) и торговля (11.3%).

Итак, наибольшее количество частных предприятий приходится на сферу торговли, где в 2012-2013 гг. происходили следующие изменения. Интенсивное развитие сетевой торговли привело к росту числа средних и сокращению числа малых предприятий, постепенно теряющих свою клиентскую базу. Одновременно многие малые предприятия переориентировались на сдачу своих помещений в аренду, что привело к сокращению численности персонала и их превращению в микроорганизации [1].

В то же время нельзя не упомянуть Декрет Президента Республики Беларусь № 6 от 7 мая 2012 года «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Согласно этому документу, ряд малых и средних предприятий, «зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» и «осуществляющих на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг)», при определенных условиях в течение семи календарных лет со дня государственной регистрации освобождаются от большого числа налоговых обязательств. Такие организации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели), они освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности, а также от обязательной продажи иностранной валюты и пр.