logo
Особенности создания холдингов, картелей и синдикатов

1.3 Синдикат

Синдикат -- объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

Отличительной особенностью синдиката является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольных прибылей.

Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются:

сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;

это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников;

централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката;

сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом;

осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката.

Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. В современных условиях синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам.

Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган -- сбытовую контору. Этим достигается продажа всей однородной продукции по монопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом.

В функции сбытовой конторы может входить также концентрация всех заказов с последующим распределением их между участниками соглашения в строгом соответствии с установленными квотами. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья для своих участников по монопольно низким ценам. Таким образом, концентрация торговых операций позволяет участникам синдиката получать непосредственную выгоду от закупки сырья по заниженным ценам и продажи продукции по завышенным, а также диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг и др.

Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. Наряду с отдельными предприятиями участниками синдиката могут быть целые тресты и концерны. Последние стали играть доминирующую роль в синдикатах на поздних стадиях их развития, что было вызвано необходимостью усиления контроля над мелкими и средними предприятиями на внутреннем рынке, а также осуществления экспансии на внешний рынок.

Синдикаты вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими продукцию (субститут), с предприятиями аутсайдерами. Взаимоотношения участников соглашения также носят конкурентный характер, проявляющийся, в частности, в борьбе за заказы и квоты, что, в конечном счете, ведет к ослаблению синдиката и нередко к его распаду.

В современных условиях синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам - конгломератам, корпорациям, концернам.

Отношения между участниками синдиката могут быть урегулированы договором простого товарищества, существенным условием этого договора может стать положение о создании сбытовой организации. Эта организация в данном случае не будет иметь внедоговорного (т.е. более, чем поручено договором) контроля над участниками синдиката, поскольку, по сути, является их дочерним обществом.

Многие современные холдинги по своему экономическому содержанию являются синдикатами - в их составе имеется торговая организация, часто расположенная в зоне льготного режима налогообложения, обеспечивающая снабжение и сбыт продукции, аккумулирующая и оптимизирующая финансовые потоки. Различные виды объединений (тресты, синдикаты) стали создаваться уже в 20-е гг. ХХ в. Практически вся промышленность состояла из трестов. Трест рассматривался как промышленное предприятие, включавшее в свой состав фабрики и заводы, нередко наиболее крупные предприятия наделялись правами трестов. Тресты действовали на началах хозрасчета, широко используя экономические методы в руководстве входящими в их состав производственными единицами. В условиях новой экономической политики в промышленности начали создаваться крупные торговые объединения - синдикаты, призванные упорядочить торговые функции трестов. Синдикаты взяли на себя задачи организации сбыта, распределения заказов, ценообразования, снабжения, организации взаимных расчетов. Синдикаты, интегрируя в масштабах подотраслей группы трестов, явились инструментом централизации государственного управления, тогда как тресты, представляющие собой хозрасчетные звенья, обеспечивали процесс концентрации промышленности. Произошла монополизация народного хозяйства: крупные объединения - синдикаты, сосредоточившие в своих руках заготовку и сбыт продукции в определенной отрасли, являясь хозрасчетными единицами, не были заинтересованы в развитии народного хозяйства в целом.

Реорганизация системы управления промышленностью в 1926 г. - слияние системы главков ВСНХ и системы синдикатов в единую систему объединений, действующих на хозрасчете - была направлена прежде всего на централизацию планового руководства при децентрализации оперативных функций управления производством. В результате проведенной реорганизации на базе синдикатов стали создаваться промобъединения по отраслям промышленности, которые являлись хозрасчетными организациями, сочетающими функции планирования и оперативного управления производством. В структурах промобъединений были соединены разнообразные формы подчинения промышленных предприятий объединению - либо непосредственно, либо через тресты, либо в той или иной форме одновременно. Отсутствие единообразия и упорядоченности, неопределенность подведомственности промышленных предприятий и трестов привели в конечном итоге к распаду промобъединений. Пятнадцатого марта 1934 г. ЦИК и СНК СССР своим Постановлением ликвидировали промобъединения, сократили количество трестов. В наркоматах были образованы главные производственные или производственно-территориальные управления, которые обладали всеми правомочиями для руководства подчиненными им предприятиями, хотя и сохраняющими хозяйственную самостоятельность. В период 1934 - 1957 гг. вертикальная централизация по отраслевому принципу приобрела доминирующий характер.

Узкоотраслевая система управления промышленности имела наряду с определенными достоинствами также существенные недостатки; ведомственные барьеры нарушали нормальные производственные связи между предприятиями различных министерств, находившимися в одном и том же административно-территориальном районе. Для устранения этих недостатков Законом СССР от 10 мая 1957 г. "О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и строительством" была проведена реорганизация системы управления промышленности, в основе которой лежал территориальный принцип. В соответствии с этим Законом Верховные Советы союзных республик получили право образовывать экономические административные районы, которые, как правило, совпадали с существующим административно-территориальным делением. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе был создан Совет народного хозяйства (Совнархоз), напрямую подчиняющийся Совету министров союзной республики. Совнархозы и их отраслевые управления осуществляли по отношению к подведомственным предприятиям такие функции, как утверждение организационной структуры, назначение руководителей, планирование и контроль за их деятельностью. Узкие рамки хозяйственной самостоятельности предприятий лишали их необходимой оперативности, тормозили дальнейшее развитие социалистической экономики. Поэтому хозяйственная реформа 1965 г. была в значительной мере направлена на усиление децентрализации, предоставление большей самостоятельности средним и даже мелким предприятиям. Оценка этой реформы содержится в многочисленных экономических исследованиях. Здесь важно отметить, что опыт вскоре привел к выводу о необходимости усиления централизации управления промышленностью. Централизация была обеспечена укрупнением предприятий, созданием системы объединений, которые взяли на себя выполнение ряда функций управления производством, осуществляющихся ранее на уровне предприятий .

Правовое регулирование деятельности производственных объединений осуществлялось в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституциями союзных республик, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью" . Указанным Постановлением было утверждено Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях , Положение о производственном объединении (комбинате) . С этого момента понимание объединения, как производственно-хозяйственного комплекса, включающего в себя орган управления, предприятия и организации, стала общепринятой.