2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Бологовский молочный завод»
ОАО «Бологовский молочный завод» существует с 1937 года. 31 мая 1993 года зарегистрирован Акционерным обществом Открытого Типа, 12 мая 1997 года зарегистрирован в Открытое Акционерное Общество «Бологовский молочный завод».
Сокращенное наименование: ОАО "Бологовский молочный завод"
Место нахождения: 171900, Тверская обл., г. Бологое, ул. 3-я Пролетарская, д. 12а. Телефон: 2-24-72, 2-23-69
Руководитель предприятия - Мельников Олег Игоревич.
Главный бухгалтер - Финогенова Наталья Романовна.
Основная сфера деятельности предприятия - молочная промышленность. Приоритетным направлением предприятия является производство молочных продуктов под торговой маркой «Ладон».
Приближенность молокозавода к населенным пунктам облегчает транспортные поставки произведенной продукции к местам реализации. Бологовский молокозавод является основным источником поступления молочной продукции населению города. Часть произведенной продукции поставляет в соседние районы и области.
Основной целью деятельности ОАО «Бологовский молочный завод», также как и целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. В связи с этим предприятие занимается следующими видами финансово-хозяйственной деятельности:
- Закупка молока и молочных продуктов у сельскохозяйственных предприятий, фермеров, населения;
- Производство молочных продуктов и переработка отходов производства;
- Торгово-закупочная, без ограничения, деятельность, а также посредническая деятельность для обеспечения товарами и услугами как, население, так и организации и предприятия;
- Организация коммерческой деятельности, а также оптовой и розничной торговлей молочной продукцией;
- Осуществление капитального строительства и капитального ремонта производственных объектов.
Все структурные подразделения молокозавода занимают земельный участок площадью 1,6 га. На данном участке размещены два цеха производства, авторемонтная мастерская, склад готовой продукции, слесарное помещение, два вагона-рефрежератора, магазин по реализации своей продукции, автостоянка. Организация электроснабжения осуществляется от поселковой электрической сети, резервного питания нет. Вода поступает от поселкового водозабора. Проектная мощность по переработке молока 60 тонн в сутки.
Согласно Устава предприятия, молокозавод занимается переработкой молока, как натурального, основными поставщиками которого являются сельхозпредприятия Бологовского районов Тверской области, так и сухого закупаемого в других районах России.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров Общества. В промежутках между собраниями акционеров общее руководство деятельностью Общества осуществляет Совет директоров Общества.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением завода, по централизованной форме. Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер. Бухгалтерия подчиняется генеральному директору.
Одним из основных этапов изучения экономики и организации производства является анализ размеров предприятия, который необходимо провести по данным за пять лет, а также в сравнении с аналогичными показателями в среднем по району (табл.1).
Таблица 1 - Показатели, характеризующие размеры производства ОАО «Бологовский молочный завод»
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. к 2011 г., % |
|
Производственная площадь, кв.м |
830 |
830 |
830 |
100 |
|
Производственные мощности, т/сутки |
25 |
26 |
30 |
120 |
|
Использование производственных мощностей, % |
74,2 |
78,4 |
78,4 |
105,66 |
|
Объем закупаемого сырья, т |
14074 |
9152 |
10202 |
72,49 |
|
Стоимость товарной продукции, тыс. руб. |
235494 |
220466 |
243861 |
103,55 |
|
Среднегодовая численность работников, чел. |
109 |
109 |
109 |
100 |
|
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
8286 |
6793 |
7103 |
85,72 |
Из данных вышеприведенной таблицы по исследуемому предприятию ОАО «Бологовский молочный завод» можно сделать вывод, что по своим размерам данная организация является средней. Однако, рассматривая динамику производственных показателей, можно отметить, что объем закупаемого сырья в 2012 г. резко сократился на 4922 т, в результате в отчетном 2013 г. уровень данного показателя составляет 72,49% от уровня базисного года. Размер товарной продукции также колеблется в течение анализируемого периода, однако его величина в отчетном году на 3,55% выше уровня 2011 г., это связано с ростом цен на закупаемое сырье. Стоимость основных производственных фондов в 2013 г. составляет 85,72% от величины базисного года, это произошло из-за списания части оборудования, срок полезного использования по которому истек.
В ассортимент производимой продукции молокозавода входят: цельномолочная продукция, (молоко и кефир 2,5% жирности, молоко 3,2% жирности, творога жирные и обезжиренные, творожные изделия, сметана), масло животное (табл.2).
Таблица 2 - Состав и структура товарной продукции предприятия
Вид продукции |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
||
Молоко 2,5% |
2160,3 |
10,5 |
1104,1 |
4,48 |
2794,6 |
10,84 |
|
Молоко 3,2% |
1069,1 |
5,24 |
0,00 |
0,00 |
0 |
0,00 |
|
Кефир 2,5% |
464,09 |
2,27 |
214,96 |
0,87 |
779 |
3,02 |
|
Ряженка 2,5% |
270,86 |
1,33 |
98,76 |
0,40 |
357 |
1,38 |
|
Масло «Крестьянское» |
211,31 |
1,04 |
1084,3 |
4,40 |
720 |
2,79 |
|
Масло «Сливочная долина» |
215,47 |
1,06 |
837,47 |
3,40 |
375 |
1,45 |
|
Сметана 15% |
277,49 |
1,36 |
169,42 |
0,69 |
297 |
1,15 |
|
Сметана 20% |
1990,2 |
9,75 |
1729,3 |
7,01 |
1152 |
4,47 |
|
Сметана 30% |
665,68 |
3,26 |
989,16 |
4,01 |
960 |
3,72 |
|
Творог 5% |
270,3 |
1,32 |
356,1 |
1,44 |
320 |
1,24 |
|
Творог 9% |
9708,8 |
47,5 |
5855,1 |
23,7 |
3600 |
13,96 |
|
Творог 18% |
137,6 |
0,67 |
299,6 |
1,22 |
129,9 |
0,50 |
|
Творог н/ж |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
|
Творожная масса |
2973,6 |
14,5 |
3434,1 |
13,9 |
5200 |
20,17 |
|
Паста 30% |
0,00 |
0,00 |
8479,5 |
34,4 |
9096 |
35,28 |
|
Итого |
20414,9 |
100 |
24651 |
100 |
25780,5 |
100 |
Рассчитаем коэффициент специализации в отчетном году по формуле:
Ксп= 100, (16)
? [Удп (2n - 1)]
где Удп - удельный вес n-го вида товарной продукции в общем ее объеме;
n - порядковый номер отдельных видов продукции по их удельному весу в ранжированном ряду.
(35,28 * (2*1 - 1)) + (20,17 * (2*2 - 1)) + (13,96 * (2*3 - 1)) + (10,84 * (2*4 - 1)) + (4,47 * (2*5 - 1)) + (3,72 * (2*6 - 1)) + (3,02 * (2*7) - 1)) + (2,79 * (2*8 - 1)) + (1,45 * (2*9 - 1)) + (1,38 * (2*10 - 1)) + (1,24 * (2*11 - 1)) + (1,15 * * (2*12 - 1)) + (0,5 * (2*13 - 1)) = 35,28 * 1 + 20,17 * 3 + 13,96 * 5 + 10,84 * 7 + 4,47 * 9 + 3,72 * 11 + 3,02 * 13 + 2,79 * 15 + 1,45 * 17 + 1,38 * 19 + 1,24 * 21 + 1,15 * 23 + 0,5 * 25 = 519,59
Ксп= 100 / 519,59 = 0,2
Данный результат показывает, что Бологовский молокозавод имеет достаточно сбалансированную и целенаправленную производственную деятельность, основываясь на выпуске конкретных и необходимых продуктов питания, чётко разграниченный цикл производства. Что касается структуры товарной продукции, то здесь видно, что наибольший удельный вес (35,28%) занимает производство пасты 30% жирности, годовая стоимость которой в отчетном году соответственно равна 9096 тыс. руб. Второе место в данной структуре занимает производство творожной массы, удельный вес которого составляет 20,17%, а его стоимость равна 5200 тыс. руб. На третьем месте находится производство творога 9% жирности (13,96%), что составляет 3600 тыс. руб. Бологовский молокозавод из-за высоких затрат на производство своей продукции, нехватки сырья и отсутствия спроса потребителя вынужден ограничить выпуск некоторого вида продукции. Поставка произведенного сырья сейчас затрудняется в связи с плохими погодными условиями, а также выходящей из строя техники.
На данном этапе целью предприятия является разработка стратегии сбалансированного производства, повышения качества продукции, снижение цены реализации, увеличение объёма производства, а также улучшение условий для работающего персонала.
Таблица 3 - Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности ОАО «Бологовский молочный завод»
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
Выручено от реализации продукции - всего, тыс. руб. |
207633 |
220467 |
221259 |
|
Полная себестоимость реализованной продукции - всего, тыс. |
199168 |
211454 |
213762 |
|
Прибыль (убыток) от реализации продукции - всего, тыс. руб. |
8465 |
2843 |
7497 |
|
Уровень рентабельности (убыточности) - всего, % |
4,25 |
1,34 |
3,51 |
|
Произведено валовой продукции на 1 среднегодового работника, руб. |
1827,23 |
1939,94 |
1961,12 |
|
Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
9599 |
24100 |
27731 |
|
Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
20887 |
23695 |
30165 |
|
Отношение дебиторской задолженности к кредиторской, раз |
0,46 |
1,02 |
0,92 |
На основании аналитических данных и произведенных расчетов по анализируемому предприятию можно сделать выводы о том, что в период с 2011 г. по 2013 г. наблюдается стабильный рост всех экономических показателей производственной деятельности молокозавода. Выручка от реализации молочной продукции по сравнению с базисным 2011 годом выросла более чем в два раза. Аналогичная тенденция наблюдается и при изучении себестоимости продукции, однако рост данного показателя незначительно, но выше темпов роста выручки от продажи продукцию, что отрицательно влияет на размер получаемой прибыли. Данная ситуация возникла в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, которая привела к спаду цен на молочную продукцию при оптовой продаже. Уровень рентабельности в течение анализируемого периода постоянно колеблется, при этом его размер находится на значительно низком уровне.
В настоящее время на предприятии имеется значительная кредиторская задолженность, что говорит о низкой платежеспособности предприятия. Уровень дебиторской задолженности в последние два года также резко увеличился, это значит, что большая часть продукции молочного завода передана покупателям, а платежи по ней еще не поступили, в результате на предприятие не поступают денежные средства, по этой причине оно не способно оплачивать свои обязательства своевременно и в полном объеме, что и привело к росту кредиторской задолженности.
- Введение
- 1. Теоретические основы формирования и использования оборотных средств предприятия
- 1.1 Понятие, виды, классификация оборотных активов
- 1.2 Основные показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2. Экономическая оценка эффективности использования оборотных средств в ОАО «Бологовский молочный завод»
- 2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Бологовский молочный завод»
- 2.2 Оценка динамики и структуры оборотных активов
- 2.3 Анализ дебиторской задолженности и движения денежных средств
- 2.4 Расчет эффективности использования оборотных средств
- 3. Мероприятия по повышению эффективности использования оборотных средств в ОАО «Бологовский молочный завод»