2.1 Организация содействия занятости населения в городе Дзержинске Нижегородской области
Обретение работы в городе Дзержинске - сложный процесс, который осуществляется посредствам связи граждан с кадровыми агентствами, напрямую с кадровыми службами предприятий и организаций города, а также через Дзержинский центр занятости населения. Трудоустройство через Дзержинский центр занятости населения является быстрым и надежным способом обретения работы. Средняя продолжительность трудоустройства исчисляется десятью днями (с начала подачи заявки и до полного трудоустройства). Это объяснят количество обратившихся за предоставлением услуг в поиске работы.
Основными категориями граждан обращающихся в Дзержинский центр занятости населения являются:
- женщины;
- молодежь в возрасте 16-29 лет;
- подростки в возрасте 14-17 лет;
- граждане, имеющие длительный перерыв в работе;
- лица, освобожденные из МЛС;
- граждане, уволенные с военной службы;
- инвалиды;
- беженцы и поселенцы
Дзержинским центром занятости ведется статистический учет обратившихся за помощью граждан, что позволяет выявить определенную картину с решением проблем безработицы в крупном промышленном городе Нижегородской области. В приведенных ниже таблицах представлена информация о результатах работы Управления, осуществляемого регулирование проблем занятости населения через Дзержинский городской центр занятости (цифры приведены в сравнении с итогами I квартала 2012 года).
Таблица 2.1 - Трудоустройство
Показатели |
I кв. 2012 г. |
I кв. 2013 г. |
|
1. Обратилось за предоставлением государственных услуг, всего: |
5374 |
5854 |
|
1.1 В поиске работы, из них: |
1982 |
2783 |
|
женщины |
1190 |
1731 |
|
молодежь 16-29 лет |
699 |
923 |
|
подростки 14-17 лет |
105 |
102 |
|
имеющие длительный перерыв в работе |
460 |
697 |
|
лица, освобожденные из МЛС |
2 |
7 |
|
граждане, уволенные с военной службы |
15 |
11 |
|
инвалиды |
43 |
66 |
|
беженцы и переселенцы |
2 |
- |
|
1.2 За консультацией |
5627 |
5869 |
|
1.3 Заявлено о высвобождении |
621 |
688 |
|
1.4 Обратилось |
212 |
800 |
|
1.5 Трудоустроено |
130 |
201 |
|
2. Нашли работу (доходное занятие), всего: |
1268 |
1710 |
|
на квотируемые рабочие места |
72 |
86 |
|
на условиях временной занятости |
133 |
569 |
|
после завершения профессионального обучения |
86 |
36 |
|
организовали собственное дело |
3 |
3 |
|
3. Проведение ярмарок вакансий |
|||
ярмарки рабочих и учебных мест |
- |
- |
|
мини-ярмарки |
14 |
6 |
|
численность участников |
455 |
273 |
|
4. Признано безработными |
826 |
1172 |
|
5. Уровень безработицы |
0,83 |
1,12 |
|
6. Численность безработных на 1 апреля, в том числе: |
1034 |
1363 |
|
женщины |
780 |
1036 |
|
молодежь 16-29 лет |
375 |
456 |
|
инвалиды |
44 |
98 |
|
выпускники учебных заведений |
49 |
64 |
|
предпенсионный возраст |
101 |
101 |
|
высвобожденные граждане |
279 |
439 |
|
6. Трудоустроено безработных, всего: |
486 |
641 |
|
в том числе безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
15 |
8 |
|
молодежь до 18 лет |
4 |
1 |
|
инвалиды |
11 |
5 |
|
предпенсионный возраст |
- |
- |
|
7. Трудоустроены на первое рабочее место |
2 |
2 |
|
8. Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан |
56 |
23 |
|
9. Направлено на досрочную пенсию |
- |
- |
|
10. Средняя продолжительность безработицы |
3,8 |
3,7 |
|
11. Трудоустроено в 10-дневный срок |
57,1% |
55,8% |
|
12. Общественные работы. Приняли участие, всего: |
344 |
233 |
|
в том числе женщины |
286 |
170 |
|
молодежь 16-29 лет |
93 |
51 |
|
13. Трудоустроено по окончании общественных работ |
86 |
52 |
Таблица 2.2 - Потребность в рабочей силе
Показатели |
I кв. 2012 г. |
I кв. 2013 г. |
|
1. Заявлено вакансий в течение отчетного периода |
3053 |
2819 |
|
2. Всего на конец отчетного периода |
1776 |
2601 |
|
снято вакансий |
3175 |
2279 |
Потребность в рабочей силе в первом квартале 2013 года ниже по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Это связано с закрытием многих промышленных производств и перераспределением рабочей силы внутри предприятий самостоятельно.
Заметно вырос интерес обращающихся в Дзержинский центр занятости населения к профессиональному обучению (табл. 2.3). Однако стоит отметить, что наблюдается резкий спад численности трудоустроенных после окончания профессионального обучения. Это связано, по всей видимости с предлагаемым уровнем заработной платы профессиональных рабочих - он достаточно низок, что и является причиной нежелания дальнейшей деятельности по обученной профессии.
социальный трудовой занятость заработный
Таблица 2.3 - Профессиональное обучение (человек)
Показатели |
I кв. 2012 г. |
I кв. 2013 г. |
|
Направлено, всего: |
87 |
141 |
|
в том числе женщины |
61 |
105 |
|
молодежь 16-29 лет |
61 |
110 |
|
подростки 16-17 лет |
12 |
25 |
|
Количество полученных профессий |
10 |
2 |
|
Закончили обучение, всего: |
86 |
36 |
|
в том числе женщины |
73 |
31 |
|
молодежь 16-29 лет |
65 |
21 |
|
подростки 16-17 лет |
25 |
5 |
|
Трудоустроено после окончания профессионального обучения |
86 |
34 |
Таблица 2.4 - Профориентационная работа
Показатели |
I кв. 2013 года |
|
Проведено профессиональных консультаций |
1195 человек |
|
Проведено групповых консультаций |
19 |
|
В них приняло участие |
1304 человека |
|
Прошли обучение по программам: |
||
«Клуб ищущих работу» |
65 человек |
|
«Старт в профессию» |
16 человек |
|
Получили психологическую поддержку |
219 человек |
Основная нагрузка профориентационной работы приходится на персональные профессиональные консультации. С целью сокращения времени на них, в Дзержинском центре занятости населения проводится групповое консультирование.
За первый квартал 2013 года, как свидетельствуют представленные выше данные, специалистами службы проведено 19 групповых профориентационных консультаций. К консультированию привлекаются также специалисты образовательных учреждений и промышленных предприятий.
В 2012 году в программы профессиональной ориентации населения, особенно предназначенные для учащихся общеобразовательных школ и лицеев, были включены сведения о потребности отраслей в рабочей силе в разрезе профессий (специальностей). Эти сведения систематически обновлялись. В месячнике профориентации учащейся молодежи, который прошел во всех городах и районах области, а также на ярмарках вакансий рабочих и учебных мест, в программах социальной адаптации на рынке труда и других профориентационных мероприятиях акцент делался на профессии, востребованные в строительстве, агропромышленном комплексе, образовании и здравоохранении.
Услугами по профессиональной ориентации в 2012 году охвачено 125,2 тысяч человек, в том числе 22 тысячи учащихся общеобразовательных школ, 12,4 тысячи выпускников учебных заведений профессионального образования.
Рисунок 2.1 - Структура профессионального обучения для отраслей экономики Нижегородской области
Обучение проводилось по 240 профессиям, специальностям и видам деятельности. Около 64% безработных закончили обучение по рабочим профессиям, востребованным на рынке труда. Наибольшим спросом на рынке труда пользовались профессии и специальности станочника, слесаря, электрогазосварщика, электромонтера, оператора ПК, менеджера различных сфер деятельности (в том числе предпринимателя), водителя транспортных средств различных категорий, оператора газовой котельной, парикмахера, продавца и другие. Организация профобучения осуществляется на основе внедрения современного проектного менеджмента и в рамках реализации следующих областных целевых программ:
- подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области;
- развитие малого предпринимательства в Нижегородской области.
В целях развития системы временных рабочих мест областная служба занятости предусматривает продолжить практику заключения соглашений о сотрудничестве с крупными промышленными предприятиями, в том числе в городе Дзержинске.
В 2012 году в соответствии с договорами, заключенными с организациями нижегородской области, создано около 6 тысяч рабочих мест на общественных работах, привлечено к летнему труду 14,8 тысяч подростков. В организациях, связанных с реализацией национальных проектов, создано около 2 тысяч «общественных» рабочих мест и около 7 тысяч мест для временного трудоустройства подростков.
Создание временных рабочих мест в сферах, направлено на повышение уровня занятости граждан и, следовательно, на повышение уровня жизни населения нижегородской области. Особое внимание при этом в текущем году уделялось трудоустройству граждан, испытывающих особые трудности в поиске работы (инвалиды, имеющие показания к трудовой деятельности; женщины, воспитывающие малолетних детей; одинокие и многодетные родители; граждане, освобожденные из мест лишения свободы; подростки и некоторые другие). Обеспечение временной занятости несовершеннолетних граждан способствовало снижению уровня безнадзорности и беспризорности среди них, предотвращению наркомании и употребления алкогольной продукции, получению необходимых трудовых навыков.
Одной из важных задач службы занятости населения области является создание условий и возможностей для успешной социализации молодежи, повышение ее конкурентоспособности на рынке труда. Одним из путей решения поставленных задач является участие молодежи в активных программах занятости, что способствует сокращению количества молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, состоящих на учете в центрах занятости населения в качестве безработных граждан. Доля молодежи в числе безработных в 2011 году составила 22,8%, в 2012 году - 24,6%.
Служба занятости предоставляет государственную услугу по организации временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, которая позволяет молодым людям приобрести опыт и навыки работы, закрепиться на первом рабочем месте. Всего во временных работах за три года задействованы 1064 человека данной категории. Закрепление выпускников на постоянном рабочем месте остается на протяжении трех лет на уровне 80% от числа граждан данной категории, участвовавших во временных работах.
Служба занятости оказывает государственную услугу по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, которая направлена на обеспечение права граждан на труд, удовлетворение потребностей несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в работе и заработке в свободное от учебы время, приобретение опыта и навыков работы.
Особое внимание уделяется трудоустройству подростков, наиболее нуждающихся в социальной защите государства:
- сиротам и лишенным попечительства родителей;
- из неполных и многодетных семей;
- семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- состоящих на профилактическом учете.
Эти категории молодежи составляют около 70% участников временных работ.
Одним из важных направлений деятельности службы занятости является оказание государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, которая направлена на удовлетворение потребности граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан в работе и заработке. Общественные работы призваны обеспечить удовлетворение потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, а также сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе, либо не имеющих опыта работы.
В результате реализации отмеченных выше и некоторых других мероприятий активной политики занятости в 2012 году органы службы занятости нижегородской области трудоустроили свыше 39 тысяч человек, из них более 15 тысяч человек (41,2%) в организациях сельского хозяйства, здравоохранения, образования и жилищного строительства.
В дополнение к выше изложенному, стоит отметить, что служба занятости населения в качестве инновационных программ может внедрять свои предложения по политике занятости во все областные программы и национальные проекты. Управление федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области намерено внедрять свои предложения по политике занятости во все областные программы и национальные проекты. Данное предложение обусловлено тем, что если не будут учтены все источники и использованы все возможности, ситуация по безработице будет ухудшаться.
Таким образом, поиск направлений совершенствования деятельности Управления государственной службы занятости по эффективной борьбе с безработицей является актуальным в плане разработке предложений и их внедрения.
- Введение
- 1. Основные проблемы социальной политики в области трудовых отношений и занятости населения
- 1.1 Проблемы занятости населения и безработицы в России
- 1.2 Среднесрочные меры структурной политики в области трудовых отношений и занятости населения
- 2. Анализ решения проблем занятости населения и безработицы в городе Дзержинске Нижегородской области
- 2.1 Организация содействия занятости населения в городе Дзержинске Нижегородской области
- 2.2 Финансовое обеспечение занятости
- 3. Основные направления по решению проблем занятости населения и в городе Дзержинске Нижегородской области
- - содействие гражданам в поиске подходящей работы;
- 3.1 Содействие гражданам в поиске подходящей работы
- - организацию профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям;
- 3.2 Организация профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям
- 3.3 Легализация «теневой» заработной платы
- Уровень, причины и виды безработицы, характерные для региона.
- Особенности реализации политики занятости в Нижегородской области
- 2.8. Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения.
- 34.Государственная политика в области занятости населения. Безработица как социальная проблема.
- 15. Занятость населения и проблема безработицы.
- 2.2 Проблемы занятости населения и пути их решения
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Уровень регистрируемой безработицы в Нижегородской области на 1 февраля 2013 года составил 0,66%
- Актуальные проблемы природопользования Нижегородской области.