1.1 Проблемы занятости населения и безработицы в России
Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.
Проблема занятости населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть, безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.
Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу (по новой терминологии - экономически активное население). В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту - дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.
Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности. При прежней системе государство было основным работодателем и спрос на рабочую силу удовлетворялся путем организованного планового набора. В рыночных условиях сфера приложения труда расширяется и используются различные формы занятости без участия государства (предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность, фермерство). Одновременно рабочая сила превращается в товар и продается и покупается с учетом законов стоимости, спроса и предложения и других факторов. Функционирует рынок труда, где продавцами выступают собственники рабочей силы, а покупателями - работодатели. Экономические отношения между продавцами и покупателями рабочей силы характеризуются добровольностью выбора вида деятельности, свободой найма, цены рабочей силы.
Однако рабочая сила является особым товаром. На ее формирование и воспроизводство оказывают влияние не только общественные, но и естественно-биологические факторы. Использование рабочей силы в процессе труда дополняется издержками на ее подготовку и восстановление, которые общество обязано нести, чтобы не подорвать основу своего существования. Поэтому рынок труда во многих странах не рассматривается в качестве обычного товарного рынка и регулируется государством. Например, в Японии широко применяется пожизненный наем и человек не просто работник, а участник общего дела. Поддерживается высокий статус труда как основ нравственной ценности.
Для исчисления безработицы используются различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неизбежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5-6%. Если занятость рабочей силы составляет 94-95%, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения.
В нашей стране государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.
Нижегородская область занимает в рейтинге регионов России 10 место среди 83 субъектов России. Это хорошая оценка, проведенная независимыми экспертами. В 2013 году среднедушевые доходы превысили уровень 2013 года на 16,4%, составив в среднем за месяц более 21 тысячи рублей, что в 3,4 раза больше величины прожиточного минимума. В реальном выражении доходы выросли на 10,1% - это второе место среди регионов ПФО. Динамичный рост показателя сказался на существенном сокращении отставания уровня доходов в регионе от среднего по России: если в 2005 году этот разрыв составлял 25%, то в 2013 году - 6,5%. Уменьшилась доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума - с 17,5% в 2005 году до 9,3% в 2013 году. По этому параметру мы занимаем третье место в Приволжском федеральном округе, уступая только республикам Татарстан и Башкортостан. Общая безработица сократилась с 7,2% в 2013 году до 5,4% в 2013, регистрируемая - с 0,92% до 0,63%. Уровень официальной безработицы два года подряд остается самым низким среди регионов округа.
Всего за год при содействии службы занятости населения было трудоустроено 88,5 тысяч человек (75% от обратившихся), - продолжил Губернатор. - Улучшилась и позиция области по величине средней заработной платы (в 2013 году - 21033 рубля): мы перешли с четвертого места в ПФО на третье место, опередив Самарскую область. Важно отметить более чем семнадцатипроцентный рост заработной платы бюджетников социальной сферы.
Одной из центральных задач, стоящих перед регионом, является поэтапное доведение заработной платы различным категориям работников социальной сферы до соотношений, установленных в Указах Президента России. С этой целью были разработаны региональные дорожные карты развития отраслей социальной сферы, согласованные с федеральными министерствами, где определены ежегодные индикаторы по этим показателям. В первую очередь, решался вопрос увеличения зарплаты учителей и педагогических работников дошкольных учреждений, так как по данным категориям достичь установленных соотношений необходимо уже в 2013 году. По итогам 1 квартала текущего года, по предварительной оценке, средняя зарплата педагогов общего образования составила более 23 тысяч рублей при средней заработной плате в целом по региону - 21,2 тысячи рублей. По педагогическим работникам дошкольных учреждений мы вышли почти на 19 тысяч рублей в месяц, что составляет 91,5% от средней зарплаты в общем образовании. По остальным категориям целевые показатели должны быть достигнуты к 2018 году, в связи этим повышение зарплаты идет поэтапно. Например, заработная плата врачей в 1 квартале 2013 года составила уже почти 29 тысяч рублей при целевом значении на 2013 год - 30 тысяч рублей. С учетом повышения зарплаты бюджетникам, которое мы проводим в текущем году с 1 апреля и с 1 октября, целевые показатели 2013 года будут выполнены.
На 2013 год запланировано повышение зарплат следующим категориям бюджетников:
- учителям - с 1 января 2013 года на 30% (уже повышено);
- педагогическим работникам дошкольных учреждений - с 1 января 2013 года на 90% (уже повышено);
- социальным работникам учреждений соцзащиты - на 85,6% с 1 апреля 2013 года (уже повышено);
- работникам учреждений культуры, имеющим специальное образование, - на 62,1 % с 1 апреля 2013 года (уже повышено);
- врачам медицинских учреждений - на 15% с 1 апреля 2013 года (уже повышено);
- младшему и среднему персоналу медицинских учреждений - на 10% с 1 апреля 2013 года (уже повышено);
- специалистам ветеринарного надзора - на 15% с 1 октября 2013 года;
- преподавателям и мастерам производственного обучения учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, биологам и химикам медицинских учреждений - с 1 октября 2013 года на 10%;
- всем остальным категориям бюджетников - с 1 октября 2013 года на 7%. Оплата труда в частном секторе фактически не регулируется государством. Хотя законом установлена минимальная оплата труда, она составляет не более 13% прожиточного минимума и служит лишь условной единицей при назначении штрафов, начислении пособий и т.д. Коллективные договоры заключают более 15% предприятий, на многих из них не действуют профсоюзные организации. В государственном секторе регулируется соотношение в оплате между категориями работников, отраслями, регионами с помощью тарифной системы, средств финансовой поддержки и других рычагов.
Согласно стандартам ООН, гранью нищеты населения признается суточное потребление в размере менее 2 долл. на человека, а развитой считается страна, где оплата более 1 долл. в час. России еще далеко до этих нормативов. Поэтому разрабатываемая концепция повышения уровня жизни населения исходит из необходимости увеличения заработной платы в структуре затрат на производство продукции, чтобы создать предпосылки для расширения потребительского спроса, стимулирования реальных инвестиций.
Более 40% работников трудятся на тяжелых и вредных работах. На многих предприятиях жизнь и здоровье людей подвергаются постоянной опасности из-за старения производственных фондов, аварий, вредных выбросов и т.д.
В России среди безработных более половины имеют высшее и среднее специальное образование. В общей численности безработных свыше 70% женщин, 30% молодежь в возрасте 16-29 лет. Около одного млн. человек не желают работать и добывают средства к существованию незарегистрированной коммерческой деятельностью или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней. Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы те провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.
Индивидуальный труд и предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве. Законом предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом.
На принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.
Принципиальное значение различных форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. Следовательно, для предотвращения окончательного развала системы социальной защиты необходимо обеспечить условия для ее длительного устойчивого функционирования при крайне ограниченных финансовых возможностях государства.
Назрела необходимость внесения в социальную политику коренных изменений, направленных, прежде всего, на повышение ее эффективности, приведение объема и структуры обязательств в соответствие с реальными финансовыми возможностями государства, выработки новых механизмов социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
Подобная задача требует целенаправленных усилий по осуществлению глубоких структурных преобразований во всех отраслях социальной сферы, реализация которых рассчитана на среднесрочную, а в некоторых случаях - и на долгосрочную перспективу. Вместе с тем, в связи с резким ухудшением состояния социальной сферы в условиях экономического кризиса второй половины 2010 г., наряду с мерами среднесрочного характера, необходимы экстренные меры, направленные на стабилизацию положения в краткосрочной перспективе.
- Введение
- 1. Основные проблемы социальной политики в области трудовых отношений и занятости населения
- 1.1 Проблемы занятости населения и безработицы в России
- 1.2 Среднесрочные меры структурной политики в области трудовых отношений и занятости населения
- 2. Анализ решения проблем занятости населения и безработицы в городе Дзержинске Нижегородской области
- 2.1 Организация содействия занятости населения в городе Дзержинске Нижегородской области
- 2.2 Финансовое обеспечение занятости
- 3. Основные направления по решению проблем занятости населения и в городе Дзержинске Нижегородской области
- - содействие гражданам в поиске подходящей работы;
- 3.1 Содействие гражданам в поиске подходящей работы
- - организацию профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям;
- 3.2 Организация профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям
- 3.3 Легализация «теневой» заработной платы
- Уровень, причины и виды безработицы, характерные для региона.
- Особенности реализации политики занятости в Нижегородской области
- 2.8. Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения.
- 34.Государственная политика в области занятости населения. Безработица как социальная проблема.
- 15. Занятость населения и проблема безработицы.
- 2.2 Проблемы занятости населения и пути их решения
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Уровень регистрируемой безработицы в Нижегородской области на 1 февраля 2013 года составил 0,66%
- Актуальные проблемы природопользования Нижегородской области.