3.1 Содействие гражданам в поиске подходящей работы
Актуальность направления: трудоустройство по заявкам работодателей на вакантные места позволит:
- снизить социальную напряженность и уровень безработицы на территории муниципального образования города Дзержинска с напряженной ситуацией на рынке труда;
- обеспечить рост доходов жителей города, трудоустроенных на вакантные места, и поступление дополнительных доходов в бюджеты разных уровней;
- активизировать трудовую мобильность рабочей силы;
- реализовать потребности отраслевой экономики города в трудовых ресурсах.
Главная стратегическая цель направления: реализация прав жителей города Дзержинска на труд, создание условий для устойчивого экономического роста, увеличение конкурентоспособности экономики города, сокращение бедности.
Основные цели:
- снижение социальной напряженности и уровня безработицы в городе;
- реализация потребности отраслевой экономики города;
- рост занятости и повышение доходов жителей города;
- ликвидация территориального дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы;
- компенсация затрат, связанных с переездом безработных граждан, трудоустроенных в другой местности.
Главная стратегическая задача: организация совместной деятельности службы занятости и работодателей по трудоустройству граждан, ищущих работу, и безработных граждан на подходящие места в реальный сектор экономики города которая достигается через:
- увеличение объемов трудоустройства на подходящие вакантные места;
- увеличение количества заявленных вакансий в городскую службу занятости;
- сохранение мотивации к труду неконкурентоспособных безработных граждан, помощь приобретения трудовых навыков молодежи, начинающей трудовую деятельность;
- формирование (обновление) банков вакансий, в том числе с переменой места жительства.
Таблица 3.1 - Контрольные точки
Показатель |
План 1 кв. |
Факт 1 кв. |
План 2 кв. |
Факт 2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
2013 г. |
|
Общее трудоустройство, чел. |
260 |
228 |
580 |
657 |
660 |
300 |
1800 |
|
Временное трудоустройство, чел. |
38 |
41 |
141 |
285 |
185 |
54 |
415 |
|
Финансирование временного трудоустройства, тыс. руб. |
90 |
45 |
260 |
235 |
300 |
120 |
750 |
Ожидаемые конечные результаты:
- повышение доходов в бюджет области и города в результате роста прибыльности предприятий, заработной платы и других выплат;
- развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития муниципального образования;
- обеспечение занятости 1800 человек в городе Дзержинске;
- снижение напряженности на рынке труда;
- внедрение механизма компенсации затрат, связанных с переездом к новому месту работы.
Таблица 3.2 - Проблемы и пути решения в содействии гражданам в поиске подходящей работы
ПРОБЛЕМЫ |
||
Со стороны предложения |
Со стороны спроса |
|
Высокая доля лиц с низкой квалификацией Высокая доля лиц с невостребованными профессиями Низкая трудовая мобильность Низкая мотивация трудоустройства на предлагаемые вакансии |
Значительное количество вакансий с низким уровнем оплаты труда Значительное количество вакансий с неблагоприятными условиями труда Завышение требований к соискателям Дискриминация отдельных категорий соискателей |
|
ПУТИ РЕШЕНИЯ |
||
Улучшение качества вакансий, заявляемых работодателями в службу занятости, по оплате и условиям труда. Активизация работы территориальных трехсторонних комиссий по вопросам оплаты труда. Повышение социальной ответственности работодателей при приеме на работу лиц с пониженной конкурентоспособностью |
3.2 Организация профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям
Актуальность направления деятельности. Профессиональное обучение как форма повышения качества рабочей силы позволит:
- сократить дефицит квалифицированных кадров в реальном секторе экономики;
- повысить конкурентоспособность безработных граждан на рынке труда;
- снизит дисбаланс на рынке труда в профессиональном разрезе.
Главная стратегическая цель проекта: развитие региональных ресурсов, обеспечение работодателей квалифицированными кадрами, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан на рынке труда.
Основные цели:
- снижение социальной напряженности и уровня безработицы в городе Дзержинске;
- реализация потребности экономики в квалифицированных кадрах;
- повышение потенциала трудоустройства безработных граждан на основе освоения ими новых или углубления имеющихся знаний и навыков;
- преодоление у граждан социально-психологических последствий безработицы, формирование у граждан навыков эффективного поиска работы;
- повышение мотивации к труду у безработных граждан.
Главная стратегическая задача: обеспечение согласованных действий центра занятости населения, агентств по трудоустройству, органов местного самоуправления, работодателей и учебных заведений в организации и проведении профессионального обучения.
Данная стратегическая задача обеспечивается через:
- увеличение объема и повышение качества профессионального обучения;
- совершенствование информационно-методического обеспечения организации и проведения профессионального обучения;
- развития практики взаимодействия с работодателями - обучения под конкретные рабочие места;
- создание системы контроля за трудоустройством безработных граждан после профессионального обучения.
Таблица 3.2 - Технология организации профессионального обучения Центра занятости населения г. Дзержинска
1 Выбор профессии для обучения безработных граждан |
2 Работа с учебными заведениями |
3 Работа с клиентами |
|
анализируются данные по вакансиям и профессиональному составу безработных граждан; определяются дефицитные профессии в городе, объемы профессионального обучения с учетом количества и состава безработных; участие в совещаниях по вопросам организации профессионального обучения безработных граждан |
проведение мероприятий по закупкам услуг по профессиональному обучению безработных граждан; заключение контрактов и договоров; контроль за процессом обучения; учет и отчетность |
информирование граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, о видах профессионального обучения, порядке его проведения, условиях выплат стипендии, оплате проезда и проживания; заключение договоров с гражданами, выдача направлений; контроль за посещаемостью и успеваемостью; контроль за трудоустройством после обучения |
Таблица 3.2 - Контрольные карточки и бюджет проекта
Показатель |
План 1 кв. |
Факт 1 кв. |
План 2 кв. |
Факт 2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
2013 г. |
|
Профессиональное обучение, чел. |
30 |
50 |
32 |
40 |
28 |
34 |
124 |
|
Финансирование. Всего, тыс. руб. |
220 |
180 |
215 |
260 |
174 |
220 |
828 |
Ожидаемые конечные результаты:
- повышение доходов бюджета муниципального образования и области в результате роста прибыльности предприятий, заработной платы и других выплат;
- развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития в г. Дзержинске;
- рост занятости населения и его доходов;
- обеспечение занятости населения свыше 500 человек безработных граждан за счет трудоустройства их на постоянную работу;
- повышение мотивации к труду безработных граждан;
- снижение напряженности на рынке труда;
- разработка предложений по расширению сферы профессионального обучения с учетом экономической целесообразности и территориальной специфики рынка труда в городе Дзержинске.
Главные проблемы в реализации предлагаемого направления представлены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - «Болевые точки» профессионального обучения
3.3 Легализация «теневой» заработной платы
«Теневые» выплаты - это сговор работодателя и работника для получения сиюминутных выгод в ущерб обществу и государству…
Развитие деятельности Центра занятости по данному направлению определяется следующей его миссией - способствовать искоренению явной «теневой» заработной платы.
Главная стратегическая цель направления - снижение ущерба обществу и государству через:
- обеспечение прав граждан на пенсию, получение социальных пособий, кредитов;
- увеличение налоговых выплат в бюджет области и внебюджетные фонды.
Главная стратегическая задача - создание системы по легализации «теневой» заработной платы и обеспечение ее деятельности. Данная стратегическая задача может быть выполнена благодаря:
- обеспечению деятельности областной межведомственной комиссии по вопросу легализации «теневой» заработной платы;
- организации деятельности муниципальной комиссии по вопросу легализации «теневой» заработной платы.
Для достижения главной стратегической цели должны быть решены следующие задачи:
- организация информационного сопровождения системы осуществления деятельности по легализации «теневой» заработной платы, в том числе: организация PR-компаний по вопросу легализации «теневой» заработной платы;
- организация воздействия на работников, получающих «теневую» заработную плату;
- содействие организации деятельности муниципальной комиссии по вопросу легализации «теневой» заработной платы;
- организация обеспечения контроля и мониторинга системы осуществления деятельности «теневой» заработной платы.
Критерии достижения целей и приемки результатов деятельности по предлагаемому направлению:
1) Рост сборов налога на доход с физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджеты и внебюджетные фонды.
2) Работающая система мер выявления и воздействия на работодателей с целью отказа от практики выплат «теневой» заработной платы.
3) Работающая система мониторинга, позволяющая контролировать и корректировать, как ход реализации проекта на всем его протяжении, так и показатели результативности на различных этапах реализации.
Таблица 3.3 - Перспективы реализации мероприятий по легализации «теневой» заработной платы
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Количество отобранных работодателей, допускавших выплату заработной платы ниже среднеотраслевого уровня |
175,16 |
149,44 |
174,52 |
|
Заслушано работодателей на комиссиях всех уровней |
70,7 |
78,98 |
21,48 |
|
Повысили уровень заработной платы после заслушивания и под влиянием широкого общественного резонанса |
95,38 |
73,58 |
51,86 |
|
Удельный вес работодателей, повысивших заработную плату, от общего количества обобранных работодателей, допускавших выплату заработной платы ниже среднеотраслевого уровня |
54% |
49% |
30% |
Ожидаемые конечные результаты:
- вывод из «тени» около 120 млн. руб. (ориентировочно) фонда оплаты труда вследствие легализации «теневой» заработной платы в 2013 году;
- работающая система комплексного и согласованного взаимодействия партнеров, вовлеченных в деятельность по легализации «теневой» заработной платы, направленная на решение проблемы «теневых» зарплат.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В курсовом проекте предложены следующие направления, требующие неотлагательного внедрения:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы;
- организацию профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям;
2. Ожидаемые результаты от внедрения предложенных направлений характеризуются следующими показателями:
1) Финансовые результаты:
- повышение доходов бюджета муниципального образования и области в результате роста прибыльности предприятий, заработной платы и других выплат;
- обеспечение занятости населения свыше 500 человек безработных граждан за счет трудоустройства их на постоянную работу;
- обеспечение занятости 1800 человек в городе Дзержинске;
- вывод из «тени» около 120 млн. руб. (ориентировочно) фонда оплаты труда вследствие легализации «теневой» заработной платы в 2013 году;
2) Результаты социального характера:
- рост занятости населения и его доходов;
- развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития в г. Дзержинске;
- повышение мотивации к труду безработных граждан;
- снижение напряженности на рынке труда;
- Введение
- 1. Основные проблемы социальной политики в области трудовых отношений и занятости населения
- 1.1 Проблемы занятости населения и безработицы в России
- 1.2 Среднесрочные меры структурной политики в области трудовых отношений и занятости населения
- 2. Анализ решения проблем занятости населения и безработицы в городе Дзержинске Нижегородской области
- 2.1 Организация содействия занятости населения в городе Дзержинске Нижегородской области
- 2.2 Финансовое обеспечение занятости
- 3. Основные направления по решению проблем занятости населения и в городе Дзержинске Нижегородской области
- - содействие гражданам в поиске подходящей работы;
- 3.1 Содействие гражданам в поиске подходящей работы
- - организацию профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям;
- 3.2 Организация профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям
- 3.3 Легализация «теневой» заработной платы
- Уровень, причины и виды безработицы, характерные для региона.
- Особенности реализации политики занятости в Нижегородской области
- 2.8. Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения.
- 34.Государственная политика в области занятости населения. Безработица как социальная проблема.
- 15. Занятость населения и проблема безработицы.
- 2.2 Проблемы занятости населения и пути их решения
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Уровень регистрируемой безработицы в Нижегородской области на 1 февраля 2013 года составил 0,66%
- Актуальные проблемы природопользования Нижегородской области.