logo search
Актуальные проблемы занятости населения и безработицы в Нижегородской области

3.3 Легализация «теневой» заработной платы

«Теневые» выплаты - это сговор работодателя и работника для получения сиюминутных выгод в ущерб обществу и государству…

Развитие деятельности Центра занятости по данному направлению определяется следующей его миссией - способствовать искоренению явной «теневой» заработной платы.

Главная стратегическая цель направления - снижение ущерба обществу и государству через:

- обеспечение прав граждан на пенсию, получение социальных пособий, кредитов;

- увеличение налоговых выплат в бюджет области и внебюджетные фонды.

Главная стратегическая задача - создание системы по легализации «теневой» заработной платы и обеспечение ее деятельности. Данная стратегическая задача может быть выполнена благодаря:

- обеспечению деятельности областной межведомственной комиссии по вопросу легализации «теневой» заработной платы;

- организации деятельности муниципальной комиссии по вопросу легализации «теневой» заработной платы.

Для достижения главной стратегической цели должны быть решены следующие задачи:

- организация информационного сопровождения системы осуществления деятельности по легализации «теневой» заработной платы, в том числе: организация PR-компаний по вопросу легализации «теневой» заработной платы;

- организация воздействия на работников, получающих «теневую» заработную плату;

- содействие организации деятельности муниципальной комиссии по вопросу легализации «теневой» заработной платы;

- организация обеспечения контроля и мониторинга системы осуществления деятельности «теневой» заработной платы.

Критерии достижения целей и приемки результатов деятельности по предлагаемому направлению:

1) Рост сборов налога на доход с физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджеты и внебюджетные фонды.

2) Работающая система мер выявления и воздействия на работодателей с целью отказа от практики выплат «теневой» заработной платы.

3) Работающая система мониторинга, позволяющая контролировать и корректировать, как ход реализации проекта на всем его протяжении, так и показатели результативности на различных этапах реализации.

Таблица 3.3 - Перспективы реализации мероприятий по легализации «теневой» заработной платы

Показатели

2013

2014

2015

Количество отобранных работодателей, допускавших выплату заработной платы ниже среднеотраслевого уровня

175,16

149,44

174,52

Заслушано работодателей на комиссиях всех уровней

70,7

78,98

21,48

Повысили уровень заработной платы после заслушивания и под влиянием широкого общественного резонанса

95,38

73,58

51,86

Удельный вес работодателей, повысивших заработную плату, от общего количества обобранных работодателей, допускавших выплату заработной платы ниже среднеотраслевого уровня

54%

49%

30%

Ожидаемые конечные результаты:

- вывод из «тени» около 120 млн. руб. (ориентировочно) фонда оплаты труда вследствие легализации «теневой» заработной платы в 2013 году;

- работающая система комплексного и согласованного взаимодействия партнеров, вовлеченных в деятельность по легализации «теневой» заработной платы, направленная на решение проблемы «теневых» зарплат.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В курсовом проекте предложены следующие направления, требующие неотлагательного внедрения:

- содействие гражданам в поиске подходящей работы;

- организацию профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям;

2. Ожидаемые результаты от внедрения предложенных направлений характеризуются следующими показателями:

1) Финансовые результаты:

- повышение доходов бюджета муниципального образования и области в результате роста прибыльности предприятий, заработной платы и других выплат;

- обеспечение занятости населения свыше 500 человек безработных граждан за счет трудоустройства их на постоянную работу;

- обеспечение занятости 1800 человек в городе Дзержинске;

- вывод из «тени» около 120 млн. руб. (ориентировочно) фонда оплаты труда вследствие легализации «теневой» заработной платы в 2013 году;

2) Результаты социального характера:

- рост занятости населения и его доходов;

- развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития в г. Дзержинске;

- повышение мотивации к труду безработных граждан;

- снижение напряженности на рынке труда;

3) Результаты по разработке нормативно-правового обеспечения предложенных направлений:

- разработка механизма компенсации затрат, связанных с переездом к новому месту работы.

- разработка программы по расширению сферы профессионального обучения с учетом экономической целесообразности и территориальной специфики рынка труда в городе Дзержинске.