logo search
Особенности политики занятости в Республике Беларусь

1.1 Понятие занятости, ее формы, виды

Занятость играет определенную роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие. Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Стратегия развития социально-трудовой сферы направлена на повышение эффективности использования рабочей силы и удержание безработицы в социально допустимых пределах. В свою очередь, процессы занятости и проблема безработицы предопределяются соотношением двух структурных составляющих рынка труда -- спроса на рабочую силу и ее предложения. При этом важными аспектами формирования предложения рабочей силы на рынке труда выступают демографические факторы, в то время как спрос в большей степени определяется экономическими параметрами. Главная цель государственной политики состоит в обеспечении наибольшей сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда [15, c.18].

В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая доход. С точки зрения экономических позиций общества занятость -- это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Как экономическая категория занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами [20, c.57].

К занятому населению относятся в первую очередь работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д. Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких, например, как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др.

Однако с точки зрения развития самого общества решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан [7, с. 47].

В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости. Эффективная же занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое даёт возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

При полной и эффективной занятости решаются две задачи:

- создается достаточное количество рабочих мест;

- обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации.

Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая -- интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости -- задача хозяйственных единиц, а полной занятости - задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость [54, с.60].

Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:

по характеру деятельности:

- работа на предприятиях всех видов и в общественных организациях;

- служба в армии;

- индивидуальная трудовая деятельность;

- личное подсобное хозяйство и т.д.

по принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою:

- рабочие;

- инженерно-технические работники и служащие;

- управленческий персонал;

- предприниматели;

- крестьяне.

с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов.

по территориальному признаку:

- по регионам;

- по областям;

- экономическим районам и т.д.

по уровню урбанизации.

по профессионально - квалификационному признаку:

- уровень образования;

- стаж работы;

- степень механизации труда и т.д.

по половозрастному признаку.

по формам организации труда: соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и коллективной формами организации труда.

по формам собственности.

Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности. Следовательно, формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков:

формы организации рабочего времени:

- полная (работа на условиях полного рабочего дня);

- неполная (работа на условиях сокращенного дня, сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе);

- надомная (когда лица трудоспособного возраста по ряду причин не могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в домашних условиях).

значимости для рабочего:

- первичная;

- вторичная.

стабильности:

- постоянная (с относительно стабильным местом работы);

- временная (с временным, эпизодическим или сезонным характером работы).

форм правового регулирования использования рабочей силы:

- основная (реализуется трудовым законодательством);

- специальная (нуждается в специальном трудовом регулировании, например, занятость с режимом неполного рабочего дня, на условиях надомничества, гибкого рабочего времени и т.д.).

Занятость как экономическая категория выражает экономические отношения по вовлечению работников в процесс труда и показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами и как может реализовывать свои способности и навыки к труду.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) к занятым относятся все лица в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени (независимо от того, была ли это постоянная, временная, сезонная, разовая работа) или обеспечивали себя работой самостоятельно, а также выполняли иную приносящую доход работу независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, дополнительного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные дни и дни работы по специальному графику, установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, командировки, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации или работника, санкционированной забастовки и других причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии [33, с. 138].

Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, а также учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений.

Следовательно, в численности занятых учитываются лица, работающие в государственных предприятиях и организациях, в кооперативах всех видов, в частных предприятиях и предприятиях с коллективной формой собственности, совместных предприятиях, фермерских хозяйствах, а также занятые предпринимательской деятельностью, в личном подсобном хозяйстве и у отдельных лиц.

К занятому населению по рекомендации МОТ относятся также военнослужащие (как кадровые, так и призванные на определенный срок) и служители религиозных культов. Однако Национальный статистический комитет Республики Беларусь в численность занятых в национальной экономике, в отличие от рекомендаций МОТ, не включает учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства и военнослужащих.

Источниками информации о занятости населения являются данные годовой и текущей отчетности, предоставляемой предприятиями, учреждениями, организациями, данные обследований крестьянских (фермерских) хозяйств, обследования населения по проблемам занятости, данные налоговых органов.

Распределение населения на экономически активное и экономически пассивное осуществляется по данным об источниках средств существования, полученных по переписи населения.

Занятые в экономике в балансе трудовых ресурсов распределяются по видам и по формам собственности. Баланс трудовых ресурсов и численность экономически активного населения дается по:

источникам формирования трудовых ресурсов;

по распределению трудовых ресурсов по экономической активности:

- экономически активное население, в том числе занятые и безработные;

- экономически неактивное население в трудоспособном возрасте, в том числе женщины в отпуске по уходу за ребенком, учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства, прочее экономически неактивное население.

Высокая занятость и стабильный уровень цен, как правило, свидетельствуют об оптимальном использовании ограниченных экономических ресурсов. Они также обеспечивают равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Рыночный механизм формирования уровня заработной платы при стабильности уровня цен обуславливает достаточный уровень доходов для формирования равновесного потребительского и инвестиционного спроса. С другой стороны, наличие безработицы и инфляции отражает общее неравновесие рынков и неэффективность взаимодействия всех агрегатов национальной экономики. Таким образом, стабилизация уровня занятости и уровня цен путем разработки стабилизационных программ является ключевым фактором поддержания макроэкономической стабильности, уменьшения циклических колебаний и обеспечения устойчивого роста ВВП.