logo search
предпринимательство / Творческая работа

Государственная поддержка малого предпринимательства

Практически во всех индустриально развитых странах малым пред­приятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается госу­дарственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у круп­ных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно боль­ше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-тех­нической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладе­вающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.

Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, напри­мер, по инициативе министерства экономики и финансов создано Фран­цузское общество по страхованию капиталов от риска — СОФАРИС, которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на 50 - 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под га­рантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить получен­ную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды СОФАРИС образуются на акционер­ной основе, с участием частного и в основном государственного (более 1 млрд. франков) капитала.

Помимо льгот по налогообложению и кредитам малым предприяти­ям обычно создаются привилегии в области информации.

В России согласно законодательству налоговые льготы дифференци­руются взависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий, которые создаются за счет вычленения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий).

Малые предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйст­венной продукции, производством товаров народного потребления, ре-монтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут пол­ностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год - 50% установлен­ной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью — в соот­ветствии с установленным нормативом.

В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государст­венных, и акционерных коммерческих организаций. Государственная ад­министрация по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает предприятиям, гарантируя их кредиты и со­действуя повышению квалификации персонала.

Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мел­ких и средних предприятий.

В России по мере развития частного предпринимательства и ук­репления рыночных отношений также возникли общественные орга­низации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых - прежде всего стимулирование развития приоритетных производственных видов де­ятельности малых предприятий.