logo search
Shpory_ekonom

17. Понятия и виды монополий. Социально-экономические последствия монополизации рынков. Антимонопольная политика государства.

Свободный рынок создает условия для формирования монополии.

Монополия - это исключительное право, принадлежащее одному субъекту на любой вид деятельности и на получение высокого дохода. Виды монополии:

  1. Абсолютная (чистая) -это 100% охват деятельности при производстве одного товара. Такая монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Например: коммунальные услуги, компании кабельного телевидения. Барьеры вступления в такую отрасль велики: эффект масштаба, предоставление исключительных прав, патенты и лицензии.

  2. Легальная - это право на что-либо на законном основании. Она обусловлена патентной системой, авторскими правами, торговыми марками.

  3. Естественная (городская) - это исключительное право собственности на редкие и особые элементы производства. Например: собственность на места рождения полезных ископаемых; транспорт; связь; водоснабжение; депо. Такие монополии находятся в собственности государства и действуют под его контролем, поэтому на них не распространяется антимонопольное законодательство. Существование естественной монополии связано с эффектом экономии или ограниченности ресурсов.

4. Искусственная (экономическая) - это объединение предприятий ради получения прибыли. Эти монополии создают барьеры для вхождения в отрасли. Ограничивают доступ предпринимателя к источникам сырья. Такие монополии образуют ряд следующих организационных фирм: -картель -союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукцию, а созданные изделия сами реализуют на рынке (нефтяные картели).

-синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающие однородную продукцию собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору) (алмазные заводы)

-трест -монополия, в которой создается совместная собственность данной группы

предпринимателей на средства производства и готовую продукцию (холдинги).

-концерн -союз формально независимых предприятий (из разных отраслей), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками (дочерние компании).

Социально-экономические последствия монополизации рынков.

Недостатки:

-уничтожает конкуренцию

-господство монопольной цены

-снижение ассортимента и качества продукции

-застой в научно-технической сфере

Достоинства:

-планомерность производства и торговли -рациональное использование факторов производства

-использование лучших вариантов упаковки и дизайнов товара -собственное развитие НТП –высокая устойчивость

Антимонопольное законодательство - свод законов, ограничивающих господство монополий и запрещающих ограничение конкуренции.

Функции:

  1. Государство разрабатывает и внедряет законы, ограничивающие экономическую монополию.

  2. Государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

  3. Государство всегда борется с естественными монополиями.

  4. Государство создает и защищает монополию изобретателя.

  5. Государство запрещает раздел рынка, фиксированные цены, дискриминацию в торговле.