logo search
ekonomika_shpory

Особенности приватизации в Республике Беларусь

Реформирование государственной собственности в нашей стране – одна из немаловажных предпосылок для развития предпринимательства, появления предприятий частной формы собственности и, в то же время, привлечения на государственные предприятия национальных или иностранных инвесторов, которые будут способны обеспечить модернизацию и инновационное развитие производства.

В соответствии с планом приватизации 2008-2010 гг. в Республике Беларусь за 2009-2010 гг. планировалась приватизация 343 предприятий. Однако, в течение двух лет было реформировано 456 организаций государственной собственности. Так же за два года была совершена 31 сделка, в результате которых в государственный бюджет поступило 52386 млн. рублей

Однако, рекорд приватизации, зафиксированный в 2011 году, на самом деле оказался довольно слабым результатом. Дело в том, что в план приватизации сначала входили 180 ОАО, затем их количество уменьшилось до 168. Продано же было только 34 предприятия (на общую сумму $20 млн.), которые представляют собой всего лишь 19% от запланированных к приватизации активов в 2011 году. [2]

Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь проводится медленными темпами. План приватизации за 2008-2010 гг. выполнен только на 10%: из запланированных к приватизации 155 ОАО было приватизировано только 16 организаций. Итоги плана приватизации 2011-2013 еще рано подводить, но по результатам за 2011 год следует отметить, что правительство до сих пор решило основные проблемы приватизации в нашей стране. В 2011 году из запланированных к приватизации 180 ОАО было продано лишь 34 предприятий, или 19% от запланированного плана.

Основные барьеры, которые препятствуют проведению приватизационных сделок в Республике Беларусь, можно разделить на четыре группы:

1) Первая обусловлена множественностью ответственных лиц, с которыми имеют дело потенциальные покупатели. Кроме того, общение с большим количеством партнеров требует много времени и больших затрат. Вторая проблема связана с крайне ограниченной компетенцией учреждения, формально отвечающего за приватизацию: Фонда государственного имущества.

2) Серьезным барьером является отсутствие профессионального опыта у чиновников.

3)  При определении «цены» предприятия у нас принято отталкиваться от балансовой стоимости.