29.Финансовая система: сущность, структура, принципы построения. Государственный бюджет.
Финансы представлены денежными средствами и экономическими отношениями по их формированию, распределению и использованию в обществе.
Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:
-общегосударственные финансы;
-территориальные финансы;
-финансы хозяйствующих субъектов;
-финансы граждан.
Финансовые отношения возникают:
-между государством и предприятиями при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
-между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
-между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
-между отдельными звеньями бюджетной системы и т.д.
Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны, а финансы являются инструментом его распределения и перераспределения, а также средством контроля за формированием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в следующих основных функциях:
-воспроизводственная — мобилизация и предоставление денежных средств (финансовых ресурсов) пользователям для обслуживания потребностей воспроизводства на принципах финансирования. Финансы превращают денежные потоки в целевые денежные средства;
-распределительная. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение национального дохода, ВВП. Денежные средства, необходимые для производства общественных благ, социального обеспечения и т.п., аккумулируются в специальные фонды;
-контролирующая. С помощью этой функции осуществляется контроль за доходами и расходами. Например, бюджет — это не только фонд денежных средств, но и финансовый документ, который должен быть исполнен. Финансы выступают как средство контроля за эффективностью работы предприятий;
-регулирующая. Посредством финансов государство проводит мероприятия, направленные на развитие хозяйствующих субъектов, осуществление целенаправленной структурной политики, способствует внедрению новых технологий, решению социальных проблем и др.
Далее необходимо понять, что основным финансовым планом страны является государственный бюджет, который является годовым сводом доходов и расходов государства, требующий законодательного утверждения.
ГБ – это осн.фин.план гос-ва, представляющий собой баланс доходов и расходов за опред.период (за год).
Материальная основа ГБ: финн.рес-сы, которые образуются в рез-те распределения и перераспределения нац. дохода.
Являясь главным фин.планом страны ГБ занимает доминирующее место в системе всех ориентированных планов.
Бюджетный дефицит и государственный долг. Их влияние на экономику.
Гл. звеном фин-вой сис-мы явл госбюджет — годовой фин план расходов гос-ва и источников их покрытия. Сбаланс-ный госбюджет предполаг соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по ср-твам. 1. реализация макроэк задач, 2. реализ социал ф-ции, 3. финансир фундамент исследов, 4. содержание гос-ного аппарата, 5. поддержан обороноспособн страны. Расходная часть гос бюджета предполаг обеспечение затрат гос-ва на соц. нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание гос-ного долга, затраты на дотации предприятиям гос.о сектора и развитие инфраструктурры. В завис от ориентации гос. регулир структура расх1-ой части м. меняться. В странах, ориентир на применение кейнсианских программ, больший удельный вес имеют затраты гос-ва на соц-ные и хоз-ные нужды. Гос-ва, правит-ва кот стабилизируют эк-ку на основе монетаристских методов, м. позволить себе экономию затрат по этим статьям бюджета. Доходная часть госбюджета формир в основ за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых Гос-вом от различной деят-ти, причем в рын эк-ке основ поступления в госбюджет — это подоходный налог с насел (до 80 %). Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. Причины бюджет дефицита м.б. различными. Он возможен, когда Гос-во расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налог. платежи поступают в меньших раз-рах по сравнению с надеждами правит-ва, то в стране образуется бюдж. дефицит и гос. долг. Покрытия дефицита с наимень потерями для эк-ки: 1. Сокращение расходов госбюджета. 2. Увеличение налогов бремени. Это приведет к уменьш инвестиций и потребления (снижает емкость рынка след снижает рост ВНП). 3. Превращение дефицита бюджета в гос-ный долг.а) обращ гос-ва за кредитом к нац. банка, б)превращения кредита во внешний долг при получении его иностранных гос-тв; в)выпуска гос. ц.бумаг — облигаций, к-ые представляют обязательства гос-ва выплатить сумму заимствований денег у насел с %-ами. . 4.Выплата гос-ного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасн путь погашения бюдж. дефицита, т.к ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджет дефицита гос-ва прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники.
Если доход часть превыш расход набюд – профицит.
Гос.бюджет – плановая система внутри рын. отн-ний, связанная с налоговыми поступлениями, формирующими гос.бюджет и его расходование на ряд направлений. Профицит - превышение доходной части бюджета над расходной.
Методы баланстрования: 1.Ежегодно балансируемый бюджет. Исп-ся как единств.метод вплоть до 30х гг. 20 в., но натолкнулся на усиление циклич.колебаний, а сл-но на кач.изменения агрегированных показателей и стал недостаточным. Ежегодно балансируемый бюджет будет сглаживать колебания только в рамках одного эк.цикла. Доходы д.б. = расходам.
2.Балансирование бюджета по циклу предполагает равенство доходов и расходов в рамках пром.цикла. Такое балансирование возможно за счет исп-ния гос-ми стабилизационных меропр., при кот. отдача от вложений в эк-ку произойдет за период не экономич., а пром.цикла.
4.Функциональные финансы. Этот метод исп-ся разными эк-ми с конца 20в. И предполагает, что главная цель – не сбалансированность бюджета, а эффект вложения ден.рес-в расходуемой части гос.бюджета. Эк.смысл данной концепции состоит в возможной конкурентоспособности НЭ. Концепция функц.финансы предполагает балансирование структуры и повышение эффективности нац.хоз-ва.
Госдолг – накопленная сумма бюджетных дефицитов, поэтому причины его сущ-ия теже самые. Бывает:
1- внутренним – задолженность гос-вом своим гражданам. Оценивается неоднозначно, т.к.:
а) наличие госдолга и управление им м/быть полезным эк-ке, т.к. бюджетный дефицит стимулирует ее развитие;
б) продажа гос-вом ценных бумаг, облегчает населению возможность инвестирования;
в) в расчете на одного чел-а госдолг невелик.
2- внешним – задолженность гражданам других стран. Связан с оттоком ценностей из страны, поэтому считается «абсолютным злом».
Недостатки госдолга:
выплата %-ов по госдолгу составляет значит-ую часть госбюджета;
наличие большого размера гос-долга обостряет проблему его сокращения, что ведет к инфляции;
госдолг косвенным образом ложится на будущее поколение;
ведет к сокращению чистого импорта.
Управление госдолгом:
эффективное исп-ие ср-в заимствования;
поиск ср-в для выплаты долга;
нейтрализация негативных последствий госдолга.
Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он м/быть вызван след. причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.
- 1.Предмет, методологическая база и структура экономической теории.
- 2.Понятие, виды и типы производства.
- 3.Потребности и экономические блага: сущность и виды.
- 4.Ресурсы и факторы производства. Проблема ограниченности ресурсов.
- 5.Происхождение, сущность, виды и функции рынка.
- 6.Собственность в экономической системе. Разгосударствление и приватизация.
- 7.Понятие и классификация экономических систем.
- 8. Белорусская экономическая модель.
- 9.Конкуренция, ее виды и формы.
- 10.Спрос и факторы его определяющие.
- 11.Предложение и факторы его определяющие.
- 12.Установление и динамика равновесной цены. Рыночное равновесие.
- 13.Сущность и виды издержек. Доходы и прибыль фирмы. Рентабельность.
- 14. Собственность в экономической системе. Разгосударствление и приватизация. Особенности приватизационных процессов в Республике Беларусь.
- Особенности приватизации в Республике Беларусь
- 15.Национальная экономика: понятие, структура, цели.
- 16.Основные макроэкономические показатели и методы расчета. Дефлирование.
- 17.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 18.Экономический рост: показатели, типы, факторы.
- 19.Цикличность экономического развития.
- 20.Сущность, виды и причины инфляции. Антиинфляционная политика.
- 21. Потребление, сбережение, инвестиции в экономике. Особенности инвестиционных процессов в Республике Беларусь.
- 22Сущность, причины и виды безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
- 23. Сущность, черты и особенности переходной экономики. Основные пути перехода. Особенности переходного периода в Республике Беларусь.
- 24.Денежно-кредитная политика: типы и основные инструменты.
- 25.Банки и их функции. Банковская система Республики Беларусь.
- 26.Социальная политика. Особенности осуществления социальной политики в Республике Беларусь.
- 27.Фискальная политика. Основы теории налогов. Кривая Лаффера.
- 29.Финансовая система: сущность, структура, принципы построения. Государственный бюджет.
- 30. Банки и их функции. Кредит и его роль в экономике. Банковская система Республики Беларусь.