logo search
предпринимательство / Творческая работа

12. Формы управления крупными диверсифицированными объединениями

Стандартной системы управления ассоциацией, холдинговой ком­панией, ФПГ не существует. В зависимости от доли участия в устав­ном капитале объединенных в сообществе предприятий, степени их диверсификации и географического размещения управление холдин­говой компанией или ФПГ может осуществляться по принципу пред­приятия, т. е. в режиме жесткой подчиненности центру. Чаше исполь­зуется форма ассоциативного управления, но без права свободного выхода субъектов из системы холдинга. Иногда используется смешан­ная форма.

В странах Запада система более жесткая, чем в России. В частности, когда доля участия холдинга в уставном капитале предприятия превы­шает 50%, холдинговая компания фактически становится полноправным хозяином этого предприятия и управления концерном. В России отсутствуют традиции и какие-либо стандарты образования предпринимательских союзов. Часто они создаются на месте бывших ми­нистерств, отраслевых или территориальных хозяйственных управлений. Не вполне ясны юридический статус таких образований, права и функ­ции органов управления. Несмотря на то, что в Гражданском кодексе приведен определенный порядок создания и функционирования подоб­ных союзов, практика пока расходится с теорией.

Учредители предпринимательских сообществ, совершенно не знако­мые ни с отечественной, ни с зарубежной практикой, зачастую сами придумывают названия сообществ, на основании которых порой трудно определить их истинный статус и задачи формирования. Поэтому разли­чить холдинг, ФПГ или концерн практически невозможно.

Характерным примером является транснациональная нефтяная ком­пания "Гермес-Союз", в учредительном договоре которой, заключенном его участниками в 1992 г., даны помимо указанного еще 2 наименования юридического статуса этой компании:

Глава компании "Гермес-Союз" и члены правления, являвшиеся специалистами в совершенно другой отрасли производства, чем та, к корой относилась предполагаемая деятельность компании, оказались незнакомыми с экономикой, методами предпринимательства, менеджмен­том, допуская множство промахов, результате чего к 1996 г. компания прекратила свое существование.

На основании этого можно сделать вывод, что при организации пред­принимательских союзов и обществ необходимо: