logo search
шпоргалка / шпора (18)

4. Вт торговля рс (динамика, тов. Стр-ра, тенденции разв-ия).

1. Осн. тенденции развития экспорта РС.

2. Особенности внешнетогового развития РС.

3. Проблема доступа готовых изделий и полуфабрикатов из РС на рынки ПРС.

4. Проблема стабилизации экспортных доходов РС.

Группа РС насчитывает около 130 гос-в, которые дифференцируются друг от друга по уровню эк. развития, участия в МРТ. Следовательно, сущ. классификации РС. Классиф-ция ООН разделяет страны по размеру среднегодового ВНП (4 группы):

1. страны с высоким уровнем доходов (более 7620 $)

2. с уровнем дохода выше среднего (более 2520$, )

3. с уровнем дохода ниже среднего (от 650 до 2520)

4. с низким уровнем дохода (менее 650$).

Мы говорим о всех 4-х группах. В 1-ой Сингапур и Гонконг (НИС) и ряд богатых стран-экспортеров нефти: ОАЭ, Сауд. Аравия, Бруней. В 4-ую групрпу входит 47 РС. Самая беднейшая по 95г. - Мозамбик (80$ в год).

1. роль в МРТ определяется совокупностью импортных потребностей и реальных эк. возможностей. В 1992 г. доля РС в мир. экспорте - 26, 2 %, в мир. импорте - 24 %. Доля РС в мир. экспорте сырья, топлива, продовольствия -55,6%, 1992г - 41,7%. Это снижение за счет снижения доли Рс в мир. экспорте топлива вследствие падения цен. В мир/ экспорте готовых изделий и полуфабрикатов доля РС возросла с 11 % до 19,6% в 92г. При этом доля РС в мир/ экспорте машин, оборудования и средсмтв транспорта в 92 г составила 14%.

Cтруктура экспорта РС: 1. сырье, топливо, продовольствие

Стоимост.V Доля в общ. структуре экспорта

1960г 23, 5 млрд. $ 85,7 %

1980г 443 79,5%

1992г 330,7 39,3%

РС в силу традиционных сравнительных преимуществ всегда считались поставщиками топлива. Но в 70-е годы в мир. эк-ке происходят кардинальные изменения: 1)структурная перестройка эк-ки ПРС - перевод модели эк-ки с ресурсоемкой на ресурсосберег-ую; 2) благодаря НТП в пр-во были внедрены более долговечные материалы и более дешевые (искусственные) 3)в 70-е годв ПРС взяли курс на программу самообеспечения (не только продукцией, но и сырьем и топливом). В 74г. концепция Нового мирового промышл. порядка была принята, коренное изменение роли РС в МРТ. РС потребовали признания нац. суверенитета над природными ресурсами и благодаря этому в РС прокатилась волна интернационализации иностр. предприятий. 4) снижение доли отраслей промышленности основных потребителей металлов (черных и цветных). Например, за 75-85 гг. удельное потребление в ПРС снизилось по олову на 47%, по стали -на 37%, по цинку- на 33%. Доля мин. сырья в экспорте РС. За 60-92 гг. она снизилась с 27,8% до 6%. Для РС главная проблема, чтобы экспортировать обработанное сырье, т. е. облагораживание экспорта. Проблема еще и в том, что РС мало потребляют сырья (все упирается в их эконом. неразвитость), а не только в том, что ПРС стали меньше потреблять сырья.

Доля продовольствия также снизилась с 29,7% в 60г. до 10% в 92г., хотя в стоимостном выражении выросла в 10 раз. По зерновым культурам - вытеснение РС, хотя отдельные РС - крупные экспортеры (Аргентина - пшеница, Пакистан, Египет - рис). Если раньше они были нетто-экспортеры, то сейчас - нетто-импортеры по зерновым. По другим видам продукции они остаются нетто-экспортерами. Т.е. 2 разнонаправленных процесса.

Топливо. До 80 г. доля топлива постоянно росла. В 60г - 28%, а в 80г - 67%, при этом стоимостной объем экспорта вырос в 45 раз. (Резкий рост цен на томливо - 73-74гг, 79-80гг.). Страны-экспортеры нефти (их 30 из РС) ежегодно ююююююю. Высокий ВНП стран-экспортеров нефти благодаря экспорту топлива. Они богатейшие страны, и хотя с 80г -падение цен, но запас прочности сказывается и сейчас. 1980-82 гг доля топлива в экспорте РС уменьшилась с 67% до 23%, произошло падение стоимостного объема экспорта почти в 2 раза.

Готовые изделия и полуфабрикаты стали главной статьей экспорта РС (около 60%). В 1960г удельный вес готовых изделий и полуфабрикатов в экспорте РС составлял 145, в 90г - 60%. По стоимости экспорт готовых изделий и полуфабрикатов вырос с 3,9млрд.$ до 499, 5 млрд.$. , т.е. в 125 раз. Самая динамичная статья промышленного экспорта была - машины, оборудование, ср-ва транспорта. Их доля выросла с 0,7% в 60г до 20,8% в 92 г, причем по стоимости экспорта выросла в 175 раз. Можно разделить промышленный экспорт РС на 3 группы в зависимости от динамики роста:

1) продукция машиностроения, металлообработки, обувь и одежда - это динамичная группа, т.е. ее доля постоянно растет (60% промышл. экспорта).

2) предприятия легкой промышленности, за импорт обуви и одежды, изделия деревообработки, предприятия пищевой промышленности (нединамичная структура), ее доля падает. В60г. - 68%, 92г. - 26%.

Особенности промышленности экспорта РС:1)экспорт сконцентрирован в небольшой группе стран, 88% промышленности призодится на 15 государств, в том числе 56% промышл-сти (из 100) приходится на 4 страны: Ю.Корея, Гонконг, Сингапур,Тайвань (НИС); 2) Специализация РС на экспорте дешевых, трудоемких товаров (одежда, х/б ткани, электроника, электротехника) и ресурсоемких товаров. (промышл.обработка сырье) и 2/3 пром-сти экспорта - Филллипины, Малая земля, Таиланд, 1/4 экспорта Индии - это ресурсоемкие товары.

Географическое распределение экспорта. Главные контрагенты

в 92г 58% экспорта РС шло в ПРС. Взаимный экспорт38,9%. Остаток на долю стран с переходной эк-кой.

II. Специфика внешнеторгового развития РС. Особенность внешнеторгового развития зависит от уровня эк. развития. Чем ниже, тем чаще будут применятся пошлины и нетарифные ограничения к ценам (налоги) в качестве ограничительного барьера и фискального средства. Уровень пошлины в РС выше. Средний уровень таможенного тарифного обложения в ПРС - 4,6, в РС- 6,1. В более развитых ставки ниже. Широко используются колич. ограничения и их более жесткие формы (индивид. лицензии и квоты). Встречается практика особых форм лицензий, импортер прежде, чем получит лицензию должен закупить в своей стране аналогичный товар в опр. соотношении с объемом предполагаемого импорта и только после этого он получит разрешение на ввоз. В Индии в отношении закупок оборудования, в Нигере- рис. Предоставляются исключительные права гос. торговым орг-ям на ведение внешнеторговых операций (это частично монополии). Налогообложение. В РС наиб. часто встречающаяся практика - налог с оборота с диференц. ставками, а в ПРС - НДС (на долгостоящее - высокие ставки, на товары первой необх-сти - низкие). Пакистан - с/х товары - 10%, полунеоб-мые - 20%, предметы роскоши- 30%. Помимо налога с оборота испрользуются спец. имп. налоги, которые играют роль колич. ограничений. Такие налоги могут доходить до 50%. Доп.имп. налоги - 5%. Применение мер валютно-фин. хар-ра связано с нехваткой валюты. Это ограничения на расходование валюты, множественные валют. курсы (разные курсы на внутр. и внеш. сделки), импорт. депозиты (когда импорт перед ввозом товара должен сдать залог в банк, который достигает 280%). средства стимулирования экспорта: 1)им разрешается прямое субсидирование,2)прямая субсидия зависит от наличия средств, если у страны есть диференц отрасли эк-ки (можно перемещать ср-ва из одной в другую) и эк. развитые, то часто применяется,3)административ. способы субсидирования экспорта (Лат. Ам.).

III. В 70-е гг. в рамках ЮНКТАД была принята общая система преффекций на товары изРС (ОСП). До этого каждая страна устанавливала сама перечень товаров, круг стран, размеры преффекций, защитные цифры. Как правило, преффекция составляет 50% от ставок действующих пошлин. Хотя для 4-ой группы установлен беспошлинный ввоз. В качестве защитных мер нетарифных ограничений исп. экспортные квоты. ОСП может быть и на регион. уровне. (система ЕС и страны Африки и бассейна Карибского моря). Страны, ассоциируемые с ЕС (68) -на их товары - беспошлин. ввоз (66% -это с/х продукция). Проблема доступа на рынок ПРС имеет самое серьезное значение.

IV. Проблема стабилизации экспортных доходов РС стоит при вывозе сырья из РС. Стабилизация экспорт. доходов - восполнение тех потерь, которые несут РС при экспорте сырья в результате снижения цен на мир. рынке. Стабилизация в рамках 3-х механизмов: 1)МВФ- врамках спец. фондов есть компенсационный фонд (он с 63%) - самый крупный в системе спец. фондов. Его часть - 1/4 от общего МВФ. Сущ. 2 фонда компенсации доходов РС: 1)СТАБЭКС (при вывозе с/х сырья - туда попадает 48 товаров) 2)СИСМИН (фонд стимулирования пр-ва и экспорта по мин. сырью). Эти 2 фонда более эффективны, чем система МВФ. Они для стран, ассоциируемых с ЕС. Т.е. страна может получить льготные кредиты или вообще безвозмездные ссуды.