2. Основные принципы деятельности:
1. Принцип наибольшего благоприятствовани в отношении торговли. Он означает: все льготы и привелегии предоставляемые 1-ой из договаривающихся стороне должны быть предоставлены и др. стороне, на которых распрорстраняется этот принцип. Есть исключения:
- возможности использования преференций (льгот), существовавших на момент создания ГАТТ.
- соображения гос. безопасности
- образование таможенных союзов и зон свободной торговли( т. е. на ЕС не распространяется (иногда))
- разрешающая оговорка, принятая на токио раунде (7-ой)
Она дает возможность РС использовать на невзаимной основе ряд льгот.
2. Принцип национального режима. Товарам импортного и нац-ого пр-ва должен предоставляется одинаковый режим (те же налоги и те же льготы, что и национальный товар).
3. П-п преимущественного использования таможенных тарифов для защиты для защиты внутреннего рынка (запрещено использования колличественных определений и ряда др-их ограничений).
4. П-п постепенного снижения таможенных тарифов в ходе раунда меж-ых переговоров.
5. П-п взаимозависимости при предоставлении торгово-политических уступок.
6. П-п обязательства стран-членов проводить консультации и переговоры при решении споров и проведении мероприятий, связанных с торговой политикой страны.
3. Краткие итоги деятельности ГАТТ. До н. 70-х гг. главным в ее деятельности было снижение таможенных тарифов. (До ее образования они 40-50%, сейчас- 4,9%). Благодаря этому бурный рост мир. торговли. Одновременно стали шире применяемые тарифные ограничения. И в ходе 7-го (токийского раунда 73-79) сфера переговоров была расширена за рамки тарифных ограничений.( т. е. раньше говорили о нетарифных). Многие вопросы решены не были. Появились новые проблемы:рынок услуг, интеллектуальная собственность и т. п. Основная задача8-го раунда- создание новых правил регулирования мир. торговли. Переговоры были начаты в период усиления протекционизма (время торговых войн м/д США и ЕС, США и Я).
4. Результаты уругвайского раунда. В апр. 94 подписаниеа документов 121-ой страной закончился уругвайский раунд, который длился 7 лет( с 1я. 95г.). Начала работу всемирная торг. организация(ВТО). Может быть сможет преодолеть недостатки ГАТТ. Недостатки ГАТТ: 1. Правила и процедура ГАТТ часто игнорировались участниками; 2. Многочисленные правила нне были конкретными( обходились натидемпингоые пошлины и777); 3. Сферы эк-ки (с/х, текстиль, авиа пр-ть) исключались из общего правила; 4. Цель ГАТТ- вмешательство и регулирование на границе стран, но с ростом взаимозависимости увеличивается роль вмешательства изнутри.; 5. Многочисленные переговоры учитавали интересы изатрагивали ПРС (неучастие РС в переговорах). Но растет роль НИС, следовательнонеобходимость расширения круга участников переговоров.
Соглашения, достигнутые в ходе уругвайского раунда:
1. Переговоры по тарифам. После ток-ого раунда средний там. тариф- 4.9%, но реально на группы товаров был выше. В США на ставки там. тарифов выше 10% приходилось 16% общего числа позиций таможенного тарифа, ЕС-21,5%, Я-17%. Высокие ставки на имп. текстиля и продовольствия( это осн. статьи експ. РС). Важная черта у. р.- активное и конструктивное участие РС. На перговорах Гонконг, ЮК, Сингапур принимали участие среди других 11-ти стран в соглашении о полной отмене тарифов на 10 товарных групп. Расширение круга их обязательств. На 72% тарифов на пр. товары РС не будут повышать пошлины( до у. р. -52). Повысился к ним доступ. ПРС пошли также на уступки. Средняя тарифная ставка на имп. пр. товров снижена на 37%, (как и из ПРС), понизился рост процентных ставок в зависимости от обработки товаров, Следовательно, улучшаются условия диверсификации эксп. из РС. В целом уровень тарифов ПРС на пр. продукцию будетс нижен с 6,3% до 3,9% к 99г. Будут полностью устранены тарифы на бумагу и бумажные изделия, игрушки, фармацевтические товары, строительное и с/х оборудование, мебель для офисов, пиво и некот0ые алкогольные напитки. К1я. 98г. ср. уровень тамож. обложения в тстранах ГАТТ составит 3%.
2. Изменения, в торговле текстилем. Т-ля текстилем была исключением из общего правила. На товары РС имеют преимущества. На текстиль и одещду приходится пр-но 12% мир. торговли готовой продукцией. Предусматривается сохранение высоких там. пошлин на имп. продукции (28% по ср. с 35). Незначительное снижение там. ставок объясняется тем, что там. тарифы возьмут на себя роль колличественных ограничений, т. е. к 2005г. предпологается полное устранение квот. этот рынок будет регултроваться нормально.
3.Либерализация торшовли с/х. Традиционно эти вопросы выводились из рамок ГАТТ.Однако в этой области высокий уровень протенкционизма. Средний уровень тамож. защиты рынка с/х товаров составляет приблизительно 11% (по ср-ию с 4,9%). Распространение нетарифных ограничений. Впервые были включены эти вопросы. США требовали полную либерализацию рынка, но ЕС и Я были против. Соглашение: к 2000г., а для РС к 2005 и наименее РС не касается, торговля с\х пр-ией будет частично либеральна. Все нетарифн. барьеры заменяются тарифами, а тарифы уменьшаются на 36% для ПРС и на 24 для РС. Все ставки там. тарифов нельзя изменять в одностороннем порядке. В соглашении- перечень субсидий, которые должны быть уменьшены в течении 6 лет. Сохраняется возможность субсидирования с/х.
4. Ген. соглашение по торговле услугами. Услуги раньше не рассматривали. В 93г. объем торговли услугами-1030 млрд$- 1\3 мир. торговли. Эксперты оценивают результат этих переговоро, как средние, т. е. страны пошли на уступки др. др-гу и предоставили принцип наибольшего благоприятия. Но он не действует, напр., в отношении фильмов и TV программ. Предусматривается проведение переговоров.
5. Соглашение о защите прав интеллектуальной собственности. Широко распространена продажа товаров с патентами. Но большие потери, т. к. пиратство. В соглашении устанавливается высркий уровень защиты в отношении таких прав. Страны берут обязательство принять национ-ые законы, которые могли бы защитить права ин-ой собственности, как своих стран, так и иностранных. Обязаны применять меры на границе, чтобы предотвратить ввоз нелегальных, т.е. вплоть до их уничтожения. В законодательствах стран должно быть наказание за подделывание знаков и прочее. Недостатки от такого соглашеия тоже есть.- более высокий уровень защиты рынка для РС.
6. Создание ВТО. Т. е. была создана новая система рег-ования б-ых отношений м\д странами-участниками. ВТО- это обновленный ГАТТ, ГАТС(сог-ие по торговле и сотрудничеству) и все соглашения, достигнутые в ходе уругвайского раунда (кроме 2-х). Кроме того, туда включен мех-изм обзоров торговой политики и м-м разрешения споров. Членом ВТО может быть любая страна, которая присоединилась ко всем соглашения у. р. Самостоятельный член ВТО-ЕС (в ГАТТ у ЕС не было собственного статуса). ВТО решает все вопросы, связанные с мир. торговлей. ВТО проводит свою собственную политику, заменит раунды на регулярную систему переговоров. ВТО имеет более твердую юридическую основу.
- 4. Вт торговля рс (динамика, тов. Стр-ра, тенденции разв-ия).
- 5. Особенности и основные инструменты современной внешнеторговой политики стран Запада.
- 8. Современный этап либер-ии мэ сис-мы. Итоги Уругв. Раунда в рамках гаат.
- 2. Основные принципы деятельности:
- 9. Вто: цели создания, сферы деят-ти, значение для сис-мы мэо.
- 10. Международное движение капиталов: основные тенденции в 80-е - 90-е годы..
- 11. Понятие тнк и роль транснационального бизнеса в развитии мировой экономики и модернизации мэо.
- 15. Ключевые тенденции в торгово-экономических взаимоотношениях сша - Япония - ес.
- 17. Движущие силы и особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. Уровни и формы интеграции.
- 18. Ес: цели создания, специфика, перспективы развития.
- 21. Объем, динамика и структура вт рф, Основные тенденции и особенности развития вт рф в 90-е годы.
- 93-96Г.
- 22. Геогр. Распр-ие вт: причины появления новых приоритетов.
- 23. Причины, условия и проблемы вступления России в вто.
- 24. Роль мвф, мбрр в содействии реформированию российской экономики.
- 25. Россия в международном движении капиталов: масштабы, география, отраслевая структура; инвестиционный рейтинг, критерии, тенденции, сопоставления.
- 26. Современная и потенциальная роль иностранных инвестиций в российской экономике. Инвестиционная привлекательность отдельных российских регионов.
- 27. Проблема внешней задолженности рф. Объем, динамика и стр-ра межд-ых долговых об-в рф. Пути разрешения проблемы вд рф
- 28. Проблемы выполнения долговых обязательств зарубежных стран по отношению к России: условия, масштабы, способы решения.
- 29. Взаимозависимость экономики республик снг и роль межреспубликанских торгово-экономических связей в хозяйственном функционировании субектов бывшего ссср.
- 30. Экономические и политические факторы интеграции в рамках снг. Уровни, институциональные основы, механизм интеграции.