37. Оценка легкой промышленности регионов Украины
Начиная с 1990 года, украинская легкая промышленность медленно, но уверенно снижает обороты. За 2008 год предприятия, выпускающие одежду, сократили производство на 7,9 %. Основная причина гибели легпрома — неравные условия для украинских участников рынка и импортеров. Объёмы производства на предприятиях легкой промышленности в 2008 сократились на 3,4 %. Наиболее сократили производство производители одежды. Импорт одежды в январе-ноябре 2008 года, наоборот, вырос более чем на 110 % по сравнению с 2007 годом. Причем, импорт из развитых стран на Украину минимален. Например из Франции, по официальным данным, за 11 месяцев 2008 привезено около 668 трикотажных женских кофт и футболок, из Дании — 148 единиц. Притом, что всего в страну ввезено 1 млн 643 тысячи 336 таких изделий. Основная масса продукции (а точнее, более полутора миллионов единиц) приходит из стран Азии. При дешевой рабочей силе и сырье, восточные импортеры давно завоевали украинского потребителя.
До 80% одежды Украина шьет на экспорт. Из-за налогового давления, сложной отчетности, недоступности кредитования и других факторов украинская легкая промышленность поставлена в неравные условия конкуренции на внутреннем рынке с импортерами.
И положение усугубляется неконтролируемым импортом, контрабандой некачественной, но дешевой зарубежной продукции
Еще одна проблема, о которой говорят в Укрлегпроме, – импорт так называемого «секонд-хенда». По данным ежегодно в Украину ввозят в среднем по два килограмма секонд-хенда на человека. И если бы такую продукцию производили здесь, это дало бы миллион дополнительных рабочих мест для украинской промышленности.
Украинские таможенная и налоговая политика способствуют импортеру, а не внутреннему производителю. Поэтому и получается, что «made in Ukraine» – не для украинцев ,
Украинскую легкую промышленность надо поддерживать и непременно создавать равные условия конкуренции .Но равенство условий не означает экономические привилегии. В конкуренции с импортерами Украины не сможет отгородиться от мира и свести границы, через которые никто не проникнет.
Представители Укрлегпрома отмечают: за последние 20 лет украинская легкая промышленность потеряла 600 тысяч рабочих мест. Именно поддержание занятости в этой области считают основным путем улучшения способности Укрлегпрома конкурировать с імпортерами, следует не просто предоставлять льготы отдельным владельцам заводов, а увеличивать заинтересованность в привлечении инвестиций в эту отрасль.
Одна из проблем украинской легкой промышленности в том, что она часто пренебрегает такому принципу, как «реклама – двигатель торговли».
Наши предприятия не могут продавать свою продукцию в Украину, потому что у них нет брендов.