logo search
2 СЕМЕСТР ГМУ1 / Экономика организаций / 07 Курс лекций

Экономика организаций

Курс лекций

Направление подготовки бакалавра 081100.62 «Государственное муниципальное управление»

Абакан 2013

Оглавление

Модуль 1. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………….. 4

1.1. Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики……… 4

1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы…………………………………….. 5

1.3. Совершенствование структуры экономики России…………………………………… 8

Выводы………………………………………………………………………………………… 9

Модуль 2. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ…………….. 10

2.1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике…………………. 10

2.2. Типы предприятий………………………………………………………………………. 11

2.3. Структура предприятия…………………………………………………………………. 12

2.4. Организация производственного процесса на предприятии………………………… 14

2.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия…………………………………………… 17

Выводы……………………………………………………………………………………….. 18

Модуль 3. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ

СРЕДЕ………………………………………………………………………………… 20

3.1. Сущность и эволюция предпринимательства…………………………………………. 20

3.2. Виды и формы предпринимательства…………………………………………………. 21

3.3. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации……….. 22

3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны……….. 24

Выводы………………………………………………………………………………………. 25

Модуль 4. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………. 26

4.1. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов

на предприятии………………………………………………………………………………. 26

4.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов…………………………. 28

4.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии… 31

Выводы……………………………………………………………………………………….. 33

Модуль 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………… 34

5.1. Понятие, классификация и структура оборотных средств…………………………… 34

5.2. Нормирование оборотных средств……………………………………………………. 36

5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения

оборачиваемости……………………………………………………………………………. 39

Выводы………………………………………………………………………………………. 41

Модуль 6. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….. 42

6.1. Рынок труда…………………………………………………………………………….. 42

6.2. Состав и структура персонала предприятия………………………………………….. 43

6.3. Управление персоналом предприятия………………………………………………… 46

6.4. Организация и нормирование труда…………………………………………………… 48

6.5. Оплата труда персонала………………………………………………………………… 50

Выводы……………………………………………………………………………………….. 51

Модуль 7. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………… 53

7.1. Сущность стратегии предприятия…………………………………………………….. 53

7.2. Экономические и функциональные стратегии……………………………………….. 55

7.3. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия…………………….. 57

7.4. Ценовая политика на различных рынках……………………………………………… 59

Выводы………………………………………………………………………………………. 61

Модуль 8. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………... 62

8.1. Понятие и показатели качества продукции…………………………………………… 62

8.2. Стандарты и системы качества………………………………………………………… 63

8.3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы……………….. 69

Выводы………………………………………………………………………………………. 72

Модуль 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………… 73

9.1. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов……………….. 73

9.2. Производственная программа и мощность…………………………………………… 75

9.3. Подготовка нового производства……………………………………………………… 78

9.4. Бизнес-план предприятия………………………………………………………………. 80

Выводы………………………………………………………………………………………. 82

Модуль 10. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ…… 83

10.1. Сущность и классификация издержек……………………………………………….. 83

10.2. Смета и калькуляция затрат…………………………………………………………... 85

10.3. Теория оптимального объема выпуска продукции. Определение предельных

издержек производства……………………………………………………………………… 87

10.4. Направления снижения издержек производства……………………………………. 90

Выводы………………………………………………………………………………………. 92

Модуль 11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА………………………………………………………………….. 93

11.1. Прибыль предприятия: сущность и виды…………………………………………… 93

11.2. Рентабельность предприятия и ее виды…………………………………………….. 96

11.3. Финансовое состояние предприятия………………………………………………… 98

Выводы………………………………………………………………………………………………. 102

Модуль 12. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………………… 103

12.1. Инвестиционная и инновационная политика предприятия……………………….. 103

12.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия………………………………… 104

12.3. Природоохранная деятельность предприятия……………………………………… 106

Выводы…………………………………………………………………………………….. 107

Библиографический список……………………………………………………………….. 108

Модуль 1. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики

Экономика любого государства – это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Экономика страны – сложный и динамичный организм. Она может быть представлена различными структурами, что обусловлено многообразием процесса производства. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними (возникновение новых отраслей и отмирание старых). Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов и оптимизацией структур.

При рассмотрении национального хозяйства в различных исследованиях обычно используют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

С позиций создания совокупного общественного продукта и национального дохода в общественном производстве выделяют две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относят: промышленность;

• сельское и лесное хозяйство;

• грузовой транспорт;

• связь (обслуживающую материальное производство);

• строительство;

• торговлю;

• общественное питание;

• информационно-вычислительное обслуживание;

• прочие виды деятельности материального производства.

Непроизводственная сфера включает:

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• пассажирский транспорт;

• связь (обслуживающую организации непроизводственной сферы и население);

• здравоохранение;

• физическую культуру;

• социальное обеспечение;

• народное образование;

• культуру и искусство;

• науку и научное обслуживание;

• кредитование и страхование;

• деятельность аппарата органов управления.

В настоящее время эта Модуль структур включает сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

В зарубежных странах для обобщающей характеристики экономических процессов составные элементы хозяйственного комплекса сгруппированы в крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.

Выделяют секторы предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств и внешний сектор.

Сектор предприятий включает в себя сектор нефинансовых предприятий и сектор финансовых предприятий. В сектор нефинансовых предприятий входят как коммерческие предприятия, производящие товары (услуги) с целью получения прибыли, так и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они в свою очередь подразделяются на государственные, частные и иностранные нефинансовые предприятия. Сектор финансовых предприятий охватывает коммерческие и некоммерческие организации, занятые финансовым посредничеством и страхованием, а также вспомогательной деятельностью в этой области. К ним относятся: Банк России, коммерческие банки, инвестиционные и инновационные фонды, благотворительные и спонсорские фирмы, лизинговые организации, фондовые биржи, страховые корпорации и пенсионные фонды.

Сектор государственных учреждений представляет собой совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Он имеет федеральный, региональный и местный уровни.

Сектор домашних хозяйств объединяет в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими. Этот сектор состоит из нескольких подсекторов. Хозяйства делятся по роду занятий, отрасли труда, образованию и квалификации лица, признанного его главой. В зависимости от вида доходов (наибольшего источника доходов) можно отметить следующие подсекторы: работодатели, работающие по найму, получатели доходов от собственности. В подсектор могут группироваться домашние хозяйства по размеру общего дохода, числа членов или месту расположения.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир», – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

Различают также государственный и частный секторы. Первый объединяет предприятия, организации и учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами. На частный сектор контроль государства не распространяется.

По отношению к рынку можно выделить рыночный и нерыночный секторы экономики. рыночный сектор – это производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос, а также обмен товарами и услугами по бартеру, запасы готовой продукции, а также оплата труда в натуральной форме.

Нерыночный сектор включает производство продуктов и услуг, которые используются непосредственно производителями или владельцами предприятия, или передачу их другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим влияния на спрос.

Секторы экономики в свою очередь складываются из однородных видов экономической деятельности – отраслей. По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги.

К первым относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т. д.).

Ко вторым – образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др. Во всех развитых странах наблюдается тенденция повышения доли сферы услуг в структуре ВВП.