Экономика организаций
|
Курс лекций |
Направление подготовки бакалавра 081100.62 «Государственное муниципальное управление»
Абакан 2013 |
Оглавление
Модуль 1. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………….. 4
1.1. Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики……… 4
1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы…………………………………….. 5
1.3. Совершенствование структуры экономики России…………………………………… 8
Выводы………………………………………………………………………………………… 9
Модуль 2. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ…………….. 10
2.1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике…………………. 10
2.2. Типы предприятий………………………………………………………………………. 11
2.3. Структура предприятия…………………………………………………………………. 12
2.4. Организация производственного процесса на предприятии………………………… 14
2.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия…………………………………………… 17
Выводы……………………………………………………………………………………….. 18
Модуль 3. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ
СРЕДЕ………………………………………………………………………………… 20
3.1. Сущность и эволюция предпринимательства…………………………………………. 20
3.2. Виды и формы предпринимательства…………………………………………………. 21
3.3. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации……….. 22
3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны……….. 24
Выводы………………………………………………………………………………………. 25
Модуль 4. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………. 26
4.1. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов
на предприятии………………………………………………………………………………. 26
4.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов…………………………. 28
4.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии… 31
Выводы……………………………………………………………………………………….. 33
Модуль 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………… 34
5.1. Понятие, классификация и структура оборотных средств…………………………… 34
5.2. Нормирование оборотных средств……………………………………………………. 36
5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения
оборачиваемости……………………………………………………………………………. 39
Выводы………………………………………………………………………………………. 41
Модуль 6. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….. 42
6.1. Рынок труда…………………………………………………………………………….. 42
6.2. Состав и структура персонала предприятия………………………………………….. 43
6.3. Управление персоналом предприятия………………………………………………… 46
6.4. Организация и нормирование труда…………………………………………………… 48
6.5. Оплата труда персонала………………………………………………………………… 50
Выводы……………………………………………………………………………………….. 51
Модуль 7. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………… 53
7.1. Сущность стратегии предприятия…………………………………………………….. 53
7.2. Экономические и функциональные стратегии……………………………………….. 55
7.3. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия…………………….. 57
7.4. Ценовая политика на различных рынках……………………………………………… 59
Выводы………………………………………………………………………………………. 61
Модуль 8. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………... 62
8.1. Понятие и показатели качества продукции…………………………………………… 62
8.2. Стандарты и системы качества………………………………………………………… 63
8.3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы……………….. 69
Выводы………………………………………………………………………………………. 72
Модуль 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………… 73
9.1. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов……………….. 73
9.2. Производственная программа и мощность…………………………………………… 75
9.3. Подготовка нового производства……………………………………………………… 78
9.4. Бизнес-план предприятия………………………………………………………………. 80
Выводы………………………………………………………………………………………. 82
Модуль 10. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ…… 83
10.1. Сущность и классификация издержек……………………………………………….. 83
10.2. Смета и калькуляция затрат…………………………………………………………... 85
10.3. Теория оптимального объема выпуска продукции. Определение предельных
издержек производства……………………………………………………………………… 87
10.4. Направления снижения издержек производства……………………………………. 90
Выводы………………………………………………………………………………………. 92
Модуль 11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА………………………………………………………………….. 93
11.1. Прибыль предприятия: сущность и виды…………………………………………… 93
11.2. Рентабельность предприятия и ее виды…………………………………………….. 96
11.3. Финансовое состояние предприятия………………………………………………… 98
Выводы………………………………………………………………………………………………. 102
Модуль 12. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………………… 103
12.1. Инвестиционная и инновационная политика предприятия……………………….. 103
12.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия………………………………… 104
12.3. Природоохранная деятельность предприятия……………………………………… 106
Выводы…………………………………………………………………………………….. 107
Библиографический список……………………………………………………………….. 108
Модуль 1. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики
Экономика любого государства – это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Экономика страны – сложный и динамичный организм. Она может быть представлена различными структурами, что обусловлено многообразием процесса производства. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними (возникновение новых отраслей и отмирание старых). Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов и оптимизацией структур.
При рассмотрении национального хозяйства в различных исследованиях обычно используют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.
С позиций создания совокупного общественного продукта и национального дохода в общественном производстве выделяют две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
К материальному производству относят: промышленность;
• сельское и лесное хозяйство;
• грузовой транспорт;
• связь (обслуживающую материальное производство);
• строительство;
• торговлю;
• общественное питание;
• информационно-вычислительное обслуживание;
• прочие виды деятельности материального производства.
Непроизводственная сфера включает:
• жилищно-коммунальное хозяйство;
• пассажирский транспорт;
• связь (обслуживающую организации непроизводственной сферы и население);
• здравоохранение;
• физическую культуру;
• социальное обеспечение;
• народное образование;
• культуру и искусство;
• науку и научное обслуживание;
• кредитование и страхование;
• деятельность аппарата органов управления.
В настоящее время эта Модуль структур включает сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.
В зарубежных странах для обобщающей характеристики экономических процессов составные элементы хозяйственного комплекса сгруппированы в крупные секторы экономики.
Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.
Выделяют секторы предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств и внешний сектор.
Сектор предприятий включает в себя сектор нефинансовых предприятий и сектор финансовых предприятий. В сектор нефинансовых предприятий входят как коммерческие предприятия, производящие товары (услуги) с целью получения прибыли, так и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они в свою очередь подразделяются на государственные, частные и иностранные нефинансовые предприятия. Сектор финансовых предприятий охватывает коммерческие и некоммерческие организации, занятые финансовым посредничеством и страхованием, а также вспомогательной деятельностью в этой области. К ним относятся: Банк России, коммерческие банки, инвестиционные и инновационные фонды, благотворительные и спонсорские фирмы, лизинговые организации, фондовые биржи, страховые корпорации и пенсионные фонды.
Сектор государственных учреждений представляет собой совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Он имеет федеральный, региональный и местный уровни.
Сектор домашних хозяйств объединяет в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими. Этот сектор состоит из нескольких подсекторов. Хозяйства делятся по роду занятий, отрасли труда, образованию и квалификации лица, признанного его главой. В зависимости от вида доходов (наибольшего источника доходов) можно отметить следующие подсекторы: работодатели, работающие по найму, получатели доходов от собственности. В подсектор могут группироваться домашние хозяйства по размеру общего дохода, числа членов или месту расположения.
Внешний сектор, или сектор «остальной мир», – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
Различают также государственный и частный секторы. Первый объединяет предприятия, организации и учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами. На частный сектор контроль государства не распространяется.
По отношению к рынку можно выделить рыночный и нерыночный секторы экономики. рыночный сектор – это производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос, а также обмен товарами и услугами по бартеру, запасы готовой продукции, а также оплата труда в натуральной форме.
Нерыночный сектор включает производство продуктов и услуг, которые используются непосредственно производителями или владельцами предприятия, или передачу их другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим влияния на спрос.
Секторы экономики в свою очередь складываются из однородных видов экономической деятельности – отраслей. По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги.
К первым относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т. д.).
Ко вторым – образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др. Во всех развитых странах наблюдается тенденция повышения доли сферы услуг в структуре ВВП.
- Экономика организаций
- 1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы
- 1.3. Совершенствование структуры экономики России
- Модуль 2. Предприятие – основное звено экономики
- 2.1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике
- 2.2. Типы предприятий
- 2.3. Структура предприятия
- 2.4. Организация производственного процесса на предприятии
- 2.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия
- Модуль 3. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
- 3.1. Сущность и эволюция предпринимательства
- 3.2. Виды и формы предпринимательства
- 3.3. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации
- 3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны
- Модуль 4. Основной капитал предприятия
- 4.1. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии
- 4.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
- 4.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- Модуль 5. Оборотный капитал предприятия
- 5.1. Понятие, классификация и структура оборотных средств
- 5.2. Нормирование оборотных средств
- 5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости
- Модуль 6. Трудовые ресурсы предприятия
- 6.1. Рынок труда
- 6.2. Состав и структура персонала предприятия
- 6.3. Управление персоналом предприятия
- 6.4. Организация и нормирование труда
- 6.5. Оплата труда персонала
- Модуль 7. Стратегия развития предприятия
- 7.1. Сущность стратегии предприятия
- 7.2. Экономические и функциональные стратегии
- 7.3. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия
- 7.4. Ценовая политика на различных рынках
- Модуль 8. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 8.1. Понятие и показатели качества продукции
- 8.2. Стандарты и системы качества
- 8.3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы
- Модуль 9. Планирование деятельности на предприятии
- 9.1. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов
- 9.2. Производственная программа и мощность
- 9.3. Подготовка нового производства
- 9.4. Бизнес-план предприятия
- Модуль 10. Издержки производства и себестоимость продукции
- 10.1. Сущность и классификация издержек
- 10.2. Смета и калькуляция затрат
- 10.3. Теория оптимального объема выпуска продукции. Определение предельных издержек производства
- 10.4. Направления снижения издержек производства
- Модуль 11. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
- 11.1. Прибыль предприятия: сущность и виды
- 11.2. Рентабельность предприятия и ее виды
- 11.3. Финансовое состояние предприятия
- Модуль 12. Виды деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
- 12.1. Инвестиционная и инновационная политика предприятия
- 12.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 12.3. Природоохранная деятельность предприятия
- Библиографический список