2.3. Анализ уровня кредитных рисков банка и рекомендации по снижению кредитных рисков банка
Исполняя свои обязанности перед вкладчиками и акционерами, руководство должно удостовериться, что кредитная функция банка направлена на выполнение следующих трех основных задач:
1. ссуды должны выдаваться на разумной основе и с уверенностью, что они будут погашены;
2. средства должны выгодно инвестироваться в интересах акционеров и вкладчиков;
3. должен удовлетворяться обоснованный кредитный спрос экономических агентов и/или домашних хозяйств.
Целью анализа кредитных операций является оценка соответствия кредитного процесса данным условиям. Другими словами, необходимо определить, насколько хорошо поставлен кредитный процесс, хорошо ли отражены д ирективы руководства во внутренних процедурах, тщательно ли персонал исполняет текущие директивы, своевременно ли и в полном объеме получают информацию все участники кредитного процесса.
Анализ кредитного процесса. Целостность и достоверность кредитного процесса зависят от объективных кредитных решений, которые обеспечивают приемлемый уровень риска по отношению к предполагаемому доходу. Обзор кредитного процесса должен включать анализ кредитных руководств и прочих письменных методик, применяемых различными отделами банка, а также анализ возможностей и реальной производительности всех отделов банка, задействованных в кредитном процессе. Он также должен охватывать процедуры по созданию, оценке, утверждению, выдаче, отслеживанию, инкассации и обработке различных кредитных инструментов, предоставляемых банком. В частности, в обзор должно входить следующее:
1. подробная методика кредитного анализа и процесс утверждения кредита с примерами форм кредитных заявок, внутренних форм с кратким изложением информации по кредиту, внутренних кредитных руководств и кредитных дел;
2. критерии для утверждения кредитов, определения политики процентных ставок и кредитных лимитов на всех уровнях управления банком, а также критерии для принятия распоряжений по выдаче кредитов через сеть филиалов;
3. залоговая политика для всех видов кредитов, действующие методы и практика в отношении переоценки залога, а также документация по залогам;
4. администрирование и отслеживание процедур, включая ответственных лиц, критерии соответствия и средства контроля;
5. методика обработки исключений.
Анализ должен включать интервью с менеджерами среднего звена всех отделов, которые исполняют кредитную функцию. Он также должен включать обзоры отдельных кредитных дел. Отношение оцененных кредитных заявок к общему объему одобренных за последние шесть или двенадцать месяцев (общая численность и общая сумма) является одним из показателей качества процесса оценки.
Анализ кадров. Данный анализ касается служащих, задействованных в процедурах по созданию, оценке, утверждению и отслеживанию кредитных рисков. Должно быть определено их количество, занимаемые должности, возраст, опыт и конкретные обязанности. Кадровая структура, навыки и профессионализм должны анализироваться с учетом директив руководства и процедур, в которых участвуют сотрудники. Должны быть рассмотрены все тренинги, проводящиеся для кредитных служащих банка, и оценена их эффективность. Качество и частота обучения персонала обычно являются хорошим показателем уровня их профессионализма в предоставлении кредитов.
Информационные потоки. Так как кредитная функция обычно рассредоточена по всей организации, банк должен иметь эффективные системы мониторинга за соблюдением установленных директив. Данное условие может быть наилучшим образом выполнено путем внутреннего анализа и создания системы отчетности, которая могла бы информировать правление и менеджеров высшего звена о том, каким образом выполняются директивы, и обеспечивать их достаточной информацией для оценки деятельности служащих низшего звена и состояния кредитного портфеля. Поскольку информация является основным элементом процесса кредитного управления, должны быть проанализированы ее доступность, качество и эффективность с точки зрения затрат. Кроме того, следует уделять внимание информационным потокам между различными частями банка, и в частности тому, является ли фактически поступающая информация полной, своевременной и эффективной. Данный анализ тесно связан с анализом персонала, структуры контроля, организационной структуры и/или информационных технологий.
Характеристики и качество кредитного портфеля банка также оцениваются при помощи аналитического обзора. Кредитный портфель отражает рыночную позицию банка, бизнес-стратегию, стратегию рисков и возможности банка по предоставлению кредитов. Если это доступно, нужно выборочно проанализировать кредиты, которые покрывали бы около 70% общей суммы и 30% общего количества кредитов. Анализу должны быть также подвергнуты по крайней мере 75% (по сумме) и 50% (по количеству) кредитов в иностранной валюте и все ссуды со сроком погашения более года.
Кроме того, детальный обзор кредитного портфеля должен охватывать:
1. все кредиты заемщикам, сумма которых составляет более 5% общего капитала банка;
2. все кредиты акционерам и связанным с банком лицам;
3. все кредиты, процентные ставки или условия погашения по которым были пересмотрены или каким-либо другим образом изменены с момента предоставления кредита;
4. все кредиты, по которым выплата процентов и/или основной суммы просрочена более чем на 30 дней, включая те кредиты, проценты по которым были капитализированы или пролонгированы;
5. все кредиты, отнесенные к нестандартным, сомнительным или убыточным.
В каждом из этих случаев нужно рассмотреть документацию из дела заемщика, обсудить его коммерческую деятельность, краткосрочные перспективы и кредитную историю с ответственным кредитным служащим. Когда общая сумма задолженности составляет более 5% банковского капитала, анализ должен также учесть планы заемщика на будущее, которые могут повлиять на его способность обслуживать долг и выплатить основную сумму долга.
Органы банковского надзора всегда уделяли большое внимание концентрации рисков банков. Их цель, с точки зрения управления кредитными рисками, состоит в препятствовании тому, чтобы банки чрезмерно полагались на одного большого заемщика или группу заемщиков, но в то же время они не должны диктовать банкам, кому можно предоставить кредит, а кому нельзя. Современное банковское регулирование обычно ставит условием банку не производить инвестиции, не предоставлять большие кредиты или другие виды кредитных инструментов любому отдельному юридическому лицу или группе взаимозависимых юридических лиц сверх установленного процента от капитала банка и резервов. Используя данные ограничения, органы надзора могут контролировать как банковский сектор в целом, так и структуру кредитных портфелей отдельных банков, чтобы защитить интересы вкладчиков и предотвратить критические ситуации в банковском секторе.
Большинство стран устанавливают лимит на сумму кредитов одному клиенту в размере не более 10-25% капитала банка, хотя в некоторых странах этот лимит доходит до 30-40%. Базельский комитет по банковскому надзору рекомендует максимальное значение данного лимита, равное 25%, со снижением его до 10%, когда это целесообразно. Нижняя граница, при достижении которой необходимо отчитываться перед контролирующими органами, обычно устанавливается чуть ниже максимального лимита. Органы надзора могут, таким образом, уделять особое внимание кредитам, превышающим данную границу, и предписывать банкам принимать превентивные меры до того, как риск концентрации станет чрезмерно большим.
Основная сложность при определении максимального размера выданных средств состоит в том, чтобы понять, можно ли (и в какой степени) включать в анализ другие формы кредитных инструментов. В анализ включаются условные обязательства и кредитные субституты, такие как гарантии, акцепты, аккредитивы, а также будущие требования, которые банк обязался обеспечить. В принципе условные обязательства должны браться в расчет при определении совокупной величины кредитных рисков, хотя некоторые из них могут рассматриваться с другой точки зрения. Например, гарантия по финансовым обязательствам может рассматриваться не так, как гарантия выполнения. Учитывать или не учитывать залог при оценке соответствия лимитам также спорный вопрос, так как определение стоимости залога - это процесс в высшей степени субъективный. Разумно не рассматривать залог при определении размера выданных средств.
Еще один важный вопрос заключается в определении термина "один клиент". В соответствии с международной практикой таким клиентом считается одно лицо или группа взаимосвязанных физических/юридических лиц, которые являются заемщиками одного и того же финансового института и его дочерних предприятий. Формально отдельные клиенты на самом деле могут быть взаимно связаны или контролировать (напрямую или косвенно) других клиентов - обычно за счет владения 25% голосов, контрольным пакетом акций или имея право участия в управлении предприятием. Кроме того, кредиты, выданные таким взаимосвязанным клиентам, могут представлять для банка единый риск, так как между ними существует финансовая взаимозависимость и ожидаемый источник погашения у них один и тот же.
С практической точки зрения, крупные кредиты обычно являются признаком желания банка поддержать определенных клиентов. Банки, которые увлекаются кредитованием больших корпоративных клиентов, иногда забывают о рисках, связанных с таким кредитованием.
Вопрос управления крупными кредитами имеет и следующие дополнительные аспекты: адекватность политики банка, инструкций и процедур, отслеживающих общее или взаимосвязанное владение; эффективный контроль; общие денежные потоки. В отношении крупных клиентов банк должен уделять особое внимание полноте и точности информации. Служащие кредитного отдела банка должны постоянно отслеживать события, влияющие на деятельность крупных заемщиков независимо от того, выполняют они свои обязательства перед банком или нет. Если какие-либо внешние события вызывают беспокойство, банк должен запросить у заемщика дополнительную информацию. Если есть некоторая вероятность того, что заемщик будет иметь сложности с выполнением своих обязательств перед банком, то информация об этом должна быть представлена выше в соответствии с иерархией управления кредитными рисками и должен быть разработан план на случай непредвиденных обстоятельств, если сомнения в платежеспособности заемщика станут реальными.
Кредитование связанных с банком лиц. Такое кредитование крайне опасно с точки зрения кредитных рисков. Среди этих лиц обычно - головная организация банка, основные акционеры, подконтрольные и дочерние компании, руководители и управляющие. Данные лица, как правило, способны полностью контролировать банковскую политику и процесс принятия решений или оказывать на них влияние, особенно в отношении кредитов. Очень важной является способность банка систематически отслеживать кредиты, выдаваемые должностным лицам банка. В данном случае должны оцениваться рациональность принимаемых кредитных решений и их соответствие банковской политике и процедурам. Также важно проанализировать, выдаются ли кредиты на рыночных или на более благоприятных условиях в отношении доступности, срока погашения, процентной ставки, залога и толерантности к риску.
Большинство регулирующих организаций устанавливают лимиты на совокупную величину кредитов связанным с банком лицам, обычно указывая, что она не должна превышать определенного про цента от капитала 1-го уровня. Если такой лимит не установлен регулирующим органом, банк должен установить его сам как элемент своей политики. Будет разумно, если все кредиты зависимым лицам будут утверждаться руководством.
Чрезмерное кредитование отдельных географических регионов и экономических секторов. Еще одним показателем концентрации рисков является кредитование банком единственного сектора экономики или только одного географического региона. Данное обстоятельство делает банк уязвимым перед слабостями конкретной отрасли промышленности или региона; у него есть риск, что сразу несколько клиентов обанкротятся по одним и тем же причинам. Данная проблема в особенности характерна для региональных или специализированных банков, действующих в небольших странах с узконаправленными экономиками, например в преимущественно сельскохозяйственных странах или в тех, которые экспортируют только один продукт. Часто сложно оценить, какую в совокупности сумму кредитов выдал банк тому или иному сектору экономики, так как большинство систем отчетности банков не предоставляют такой информации. Еще более осложняют данную проблему разнообразные корпоративные группы; например, кредит, выданный многоотраслевому холдингу, может быть использован для финансирования проектов в различных отраслях промышленности. В любом случае банки, которые по своему характеру подвержены данным рискам, должны иметь хорошо организованные системы их отслеживания, чтобы оценивать влияние неблагоприятных тенденций на качество своего кредитного портфеля и на прибыли и убытки. Данные банки должны также иметь механизмы по управлению увеличивающимися рисками.
Пересмотренные долги - это кредиты, которые были реструктурированы в целях снижения процентных платежей или платежей по основной сумме из-за ухудшения финансового положения заемщика. Кредиты, которые продлеваются или возобновляются на новых условиях и с новым риском, не должны считаться пересмотренными долгами. Реструктурирование может состоять в передаче заемщиком банку недвижимости, дебиторской задолженности или других активов третьих сторон; в полной или частичной капитализации кредита; в добавлении нового должника к уже существующему заемщику.
Хорошо, если Совет директоров одобрит такие операции до того, как заемщику предоставят концессии. Банковская политика также должна обеспечивать, чтобы данные долги соответственно учитывались и контролировались. Банк должен определить стоимость пересмотренного кредита и снизить его балансовую стоимость до чистой реализационной стоимости, учитывая стоимость всех концессий на день реструктуризации. Снижение должно отражаться в отчете о прибылях и убытках как расход за период, в котором кредит был пересмотрен. Большие суммы пересмотренных долгов обычно говорят о том, что банк испытывает трудности. Исключением из данного правила является ситуация, когда рыночные процентные ставки падают и в пересмотре кредитных условий могут быть заинтересованы и должники, и кредиторы.
Центральные банки стран рыночной экономики регулируют платежеспособность коммерческих банков посредством установления ограничений обязательств банка, предела задолженности одного заемщика, введения особого контроля за выдачей крупных кредитов, создания системы рефинансирования коммерческих банков и обязательного резервирование части привлеченных средств, проведения процентной политики и осуществления операций с ценными бумагами на открытом рынке. В настоящее время в нашей стране также регулируется платежеспособность коммерческих банков.
Поволжский Банк выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на СБ РФ возложен ряд функций:
- разработка и проведение кредитно-денежной политики;
- регулирование денежного обращения;
- регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
- осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе;
- организация валютного регулирования;
- хранение золотовалютных резервов страны.
Для их выполнения СБ РФ использует следующие инструменты и методы:
- установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций;
- осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
- установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями; В установление резервных требований;
- рефинансирование кредитных организаций;
- проведение дисконтной политики;
- проведение операций на открытом рынке;
- осуществление валютных интервенций.
Для поддержания надежности банковской системы Поволжским банком активно используются все перечисленные выше инструменты.
Как уже отмечалось раньше, одной из основных функций СБ является надзор за деятельностью коммерческих банков, таким образом, регулирование их платежеспособности. В успешном решении этой задачи большую роль играет система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:
- расчете обязательных нормативов;
- анализе общей финансовой отчетности.
Как правило, в текущей работе подразделений СБ эти системы оценок используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных изданиях). Так как основным синтезирующим источником ин формации о деятельности коммерческого банка является баланс.
В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка, состояние ликвидности, доходности и степени рискованности отдельных банковских операций.
Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о деятельности банка производится:
- в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с на чалом года и другими отчетными датами за период, не менее одного года;
- в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).
Управление рисками при осуществлении коммерческих операций банков приобретает все большее значение, независимого от того, связаны ли эти риски с кредитными операциями, с расчетами или любыми другими банковскими операциями. Расширение и усложнение финансовых операций заставляет все большее число банков понять, что управление рисками наряду с компетентностью персонала и качеством информационных систем становится решающим фактором повышения и поддержания конкурентоспособности банка. В этих условиях для банков становится очень важной разработка соответствующего механизма расчета, оценки, контроля и управления рисками.
Центральные банки стран рыночной экономики регулируют платежеспособность коммерческих банков посредством установления ограничений обязательств банка, предела задолженности одного заемщика, введения особого контроля за выдачей крупных кредитов, создания системы рефинансирования коммерческих банков и обязательного резервирование части привлеченных средств, проведения процентной политики и осуществления операций с ценными бумагами на открытом рынке. В настоящее время в нашей стране также регулируется платежеспособность коммерческих банков.
Поволжский Банк выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на СБ РФ возложен ряд функций:
- разработка и проведение кредитно-денежной политики;
- регулирование денежного обращения;
- регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
- осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе;
- организация валютного регулирования;
- хранение золотовалютных резервов страны.
Для их выполнения СБ РФ использует следующие инструменты и методы:
- установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций;
- осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
- установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями; В установление резервных требований;
- рефинансирование кредитных организаций;
- проведение дисконтной политики;
- проведение операций на открытом рынке;
- осуществление валютных интервенций.
Для поддержания надежности банковской системы Поволжским банком активно используются все перечисленные выше инструменты.
Как уже отмечалось раньше, одной из основных функций СБ является надзор за деятельностью коммерческих банков, таким образом, регулирование их платежеспособности. В успешном решении этой задачи большую роль играет система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:
- расчете обязательных нормативов;
- анализе общей финансовой отчетности.
Как правило, в текущей работе подразделений СБ эти системы оценок используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных изданиях). Так как основным синтезирующим источником ин формации о деятельности коммерческого банка является баланс.
В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка, состояние ликвидности, доходности и степени рискованности отдельных банковских операций.
Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о деятельности банка производится:
- в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с на чалом года и другими отчетными датами за период, не менее одного года;
- в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).
Управление рисками при осуществлении коммерческих операций банков приобретает все большее значение, независимого от того, связаны ли эти риски с кредитными операциями, с расчетами или любыми другими банковскими операциями. Расширение и усложнение финансовых операций заставляет все большее число банков понять, что управление рисками наряду с компетентностью персонала и качеством информационных систем становится решающим фактором повышения и поддержания конкурентоспособности банка. В этих условиях для банков становится очень важной разработка соответствующего механизма расчета, оценки, контроля и управления рисками.
Также можно использовать страхование как способ обеспечения обязательств по кредитному договору.
В качестве обеспечения кредита в настоящее время используются два вида страхования: страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов и страхование риска непогашения кредитов. Их относят к разновидностям добровольного имущественного страхования, которые осуществляются на основании договора.
В силу обязательства по страхованию одна сторона - страхователь обязуется вносить установленные договором страховые платежи, а другая сторона - страховщик - обязуется при наступлении предусмотренного события (страхового случая) выплатить страхователю возмещение (страховую сумму). Страховая сумма устанавливается, как правило, в размере от 50 до 90 процентов суммы непогашенного кредита (включая проценты за пользование им), которая подлежит возврату по условиям кредитного договора.
На практике указанный договор, как правило, возлагает на заемщика ряд обязанностей, невыполнение которых полностью или частично освобождает страховую организацию от выплаты страхового возмещения. Это следующие обстоятельства: соблюдение целевого использования кредита; представление необходимых документов в подлиннике или копии, в том числе бухгалтерского баланса; необходимость уведомления страховой организации о наступлении страхового случая и т.п.
- Глава 1. Теоретические основы управления кредитными рисками банка ……………………………………………………………………………………8
- Глава 2. Качество кредитного портфеля банка как показатель эффективного управления банком кредитными рисками…………………………………...30
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы управления кредитными рисками банка
- Понятие банковских рисков и причины их возникновения
- 1.2 Понятие кредитного риска, их виды и факторы их обусловливающие
- Способы снижения кредитных рисков банка
- Глава 2. Качество кредитного портфеля банка как показатель эффективного управления банком кредитными рисками
- 2.1. Понятие «качество» кредитного портфеля банка, показатели, его характеризующие
- 2.2. Анализ и оценка качества кредитного портфеля на примере ао “Сбербанк России”
- 2.2.1. Общая характеристика банка
- 2.2.2. Анализ состава и структуры кредитного портфеля банка Анализ кредитного портфеля оао Сбербанк России
- 2.3. Анализ уровня кредитных рисков банка и рекомендации по снижению кредитных рисков банка
- Заключение
- Список использованной литературы