3.2 Виды аудита в жилищно-коммунальном хозяйстве
Рассматривая эти виды контроля для предприятий ЖКХ, можно отметить, что государственный контроль проводится со стороны администрации муниципальных образований с целью подтверждения реальности тарифа на коммунальные услуги.
Имеет место на предприятиях ЖКХ и внутрихозяйственный контроль, который защищает интересы коллектива от злоупотреблений и бесхозяйственности.
Экономико-правовой контроль на предприятиях ЖКХ представлен обязательной экспертизой экономического обоснования тарифа в соответствии с Постановлением Госстроя РФ №13 от 11.11.98 г., а также обязательностью аудиторских проверок в соответствии с Постановлением Правительства РФ №21 от 29.01.2000 г.
Таким образом, для предприятий ЖКХ могут проводиться следующие виды контроля:
Государственно-административный контроль.
Внутрихозяйственный контроль.
Независимый (аудиторский) контроль.
Аудит в ЖКХ – это не столько проверка бухгалтерской отчетности и финансовой документации, сколько оказание аудиторских услуг, способствующих урегулированию экономико-финансовых, правовых и трудовых отношений в отрасли. При оказании аудиторских услуг учитывается специфика жилищно-коммунального хозяйства, заключающаяся в единстве взаимоотношений между физическими и юридическими лицами, потребляющими жилищно-коммунальные услуги, организациями, производящими эти услуги, и органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами управления, которые в рамках своей компетенции регулируют эти отношения. ЖКХ – единственная отрасль, которая имеет такую сквозную взаимозависимость всех этих уровней: потребления, производства и управления.
При проведении аудита тарифов обязательным элементом проверки является экономический анализ деятельности предприятий, который и позволяет определить, из каких статей затрат складывается производственная себестоимость предприятий, какие производственные, экономические показатели закладываются в расчет тарифов, насколько эти показатели достоверны и соответствуют реальным или нормативным потребностям предприятий.
Говоря об аудиторском контроле, необходимо обратить внимание на его направления. Ими, как известно, являются: подтверждающий, налоговый, финансово-аналитический, затратный и др.
В условиях проводимой реформы ЖКХ нашли развитие такие направления аудита, как финансовый и технологический. По нашему мнению, аудит в жилищно-коммунальном хозяйстве является реальной помощью для специалистов и служит усилению процесса регулирования и контроля за ценообразованием на всех уровнях формирования стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг. Обязательная аудиторская проверка экономического обоснования тарифов, на наш взгляд, будет являться одним из методов антимонопольного регулирования ценообразования предприятий – естественных монополистов.
Кроме того, как элемент регулирования и контроля за ценообразованием в ЖКХ введена обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов, которая позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения себестоимости производства на всех уровнях ценообразования данных. Экспертное заключение оценивает достоверность данных и экономическую обоснованность в финансовых средствах по видам услуг.
Исследование вопросов контроля на предприятиях ЖКХ в условиях проводимой реформы приводит к выводу, что появление нового направления аудита – финансово-технологического – и проведение обязательной экспертизы экономического обоснования тарифов позволит добиться существенного снижения себестоимости и обеспечит защиту экономических интересов потребителей.
- 1. Организационно-правовые основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства
- 1.2 Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
- 1.3 Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги
- 1.4 Предоставление льгот и субсидий
- 1.5 Порядок оказания жилищно-коммунальных услуг
- 2. Организация учета затрат на производство коммунальных услуг
- 2.1 Признание расходов организации
- 2.2 Учет затрат на производство коммунальных услуг и направление его развития
- 2.3 Классификация затрат на оказание услуг и принципы их учета
- 2.4 Методы калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг
- 3. Организация контроля за обоснованностью тарифа
- 3.1 Виды и направления контроля за оказанием услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве
- 3.2 Виды аудита в жилищно-коммунальном хозяйстве
- 3.3 Методические подходы контроля затрат и доходов от оказания коммунальных услуг
- 3.4 Экспертиза экономического обоснования тарифов на коммунальные услуги