logo search
МАКРОЭКОНОМИКА В РОССИИ

Механизм инфляции

Инфляционным механизмом называется процесс, при котором избыточный спрос стимулирует повышение уровня цен и ставки заработной платы

Первичным фактором создания устойчивой инфляции является увеличение совокупного спроса (первый блок) до уровня, близкого или превосходящего производственную возможность экономики. Это увеличение совокупного спроса вначале проявляется в форме увеличения объема продаж товаров и услуг. С ростом продаж запасы фирм сокращаются . Фирмы реагируют на это увеличение производства, ускорением производственных процессов и т.д. Таким образом, объемы производства, но не цены приспосабливаются в краткосрочных периодах к изменению спроса. Так происходит потому, что, во-первых, фирмы поначалу не способны определить, является ли увеличение спроса явлением временным или постоянным, пересматривать же цены - дело довольно дорогостоящее. Во-вторых, цены обычно устанавливаются на контрактной основе на срок от 6 месяцев до года; в-третьих, в условиях олигопольного производства пересматривать цены - значит, нарушать так называемую рыночную дисциплину.

Однако если спрос на факторы производства продолжает устойчиво возрастать, то это, в конце концов, приводит к росту цен на них; именно цены на факторы производства и труд (особенно - не охваченный профсоюзным движением) наиболее чувствительны к увеличению спроса. Но с увеличением цен на факторы производства начинают возрастать издержки , а это уже вызывает рост цен на готовую продукцию. Именно с этого момента начинает проявлять себя собственно инфляция.

В инфляционном механизме имеется лаг (разрыв во времени между двумя или несколькими мероприятиями, находящимися в причинно-следственной связи) между первоначальным увеличением спроса и ростом уровня цен. Этот лаг называется лагом приспособления цен, он может продолжаться в течение нескольких месяцев. Как только цены на факторы производства начнут подниматься, два дополнительных фактора могут подстегнуть такой подъем. Во-первых, это обратная связь, исходящая от цен на готовую продукцию к факторам производства . Во-вторых, ожидания рабочих относительно будущей инфляции: трудящиеся, опасаясь будущей инфляции, выдвигают заблаговременно новые требования повышения заработной платы. В результате этого разворачивается инфляционная петля, которую становится трудно контролировать