logo search
Shpory_ekonom

14. Конкуренция в рыночной системе: сущность, роль, условия возникновения, виды.

Важнейшим элементом рыночного механизма на ряду со спросом, предложением, равновесной ценой является конкуренция, обеспечивающая взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере предложения капитала. Целью субъектов рынка является извлечение дохода для этого производитель стремится расширить производство, увеличить выпуск продукции, завоевать покупателя, в следствии чего между субъектами рынка возникают отношения, а именно конкуренция.

Конкуренция - это стремление экономического субъекта определить другого в получении дохода, т.е. это борьба за наибольший доход.

Конкуренция- это механизм соперничества между участниками рынка за выгодные условия

производства, купли-продажи, места на рынке.

Конкуренция -это соперничество производителей за покупателя.

Если товар не продан, а потребитель предпочел другого производителя, то его не спасут ни низкие цены, ни высокое качество продукции и он не получит дохода. Поэтому:

  1. Борьба за потребителя-это условие за существование любого предпринимателя при конкуренции, если продукция может быть реализована, то производитель в целях получения наибольшего дохода должен стремиться снизить затраты на производство продукции.

  2. Постоянное повышение эффективности производства -это второе условие существования фирмы в обстановке конкуренции.

Роль конкуренции на рынке:

  1. Конкуренция влияет на эффективность использования ресурсов.

  2. Конкуренция способствует удовлетворению потребности под воздействием спроса и предложения.

  3. Конкуренция оказывает воздействие на инвестиции. Повышенный спрос толкает производителей к поиску дополнительных факторов производства.

  4. Конкуренция имеет связь с инновациями.

  5. Конкуренция способствует развитию разнообразных форм хозяйствования.

Условия возникновения конкуренции:

  1. Частная собственность на факторы результата производства.

  2. Свобода предпринимательства.

  3. Разные условия для конкуренции.

  4. Свобода выбора деятельности.

  5. Свобода труда.

  6. Свобода формирования цен.

  7. Зависимость субъектов конкуренции от коньюктуры рынка.

Виды конкуренции:

  1. По видам рынка:

-совершенная (свободная) конкуренция (свободный рынок)

-несовершенная конкуренция (смешанный рынок)

-потенциальна конкуренция (монопольный рынок)

Рынок несовременной конкуренции включает в себя виды:

-рынок монополистической конкуренции

-рынок олигополии

-чистая монополия

  1. По сферам проявления:

-внутрифирменная

-внутриотраслевая (между предпринимателями одной отрасли)

-межотраслевая

-межмонопольная (между предпринимателями монополистами)

-международная

  1. По инструментам воздействия на рынок:

-ценовая -на каждый вид продукции устанавливается своя цена необходимая для привлечения покупателя.

-неценовая -осуществляется по средствам совершенствования качества продукции, условий продаж, т.е. предпродажное обслуживание.

  1. По методам конкурентной борьбы:

-добросовестная -это конкуренция, которая осуществляется разрешенными экономическими методами и антимонопольным законодательством и характеризуется снижением издержек производства и повышением качества продукции.

-недобросовестная -предусматривает распространение ложных, неточных, искаженных сведений, направленных на завышение достоинств своей продукции; самовольное использование товарных знаков (копирование упаковок, разработанные другими фирмами); шпионаж; черная бухгалтерия; обман покупателя и т.д.