logo search
предпринимательство / Творческая работа

10. Крупномасштабное предпринимательство

Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпри­нимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими имеют ряд пре­имуществ. Прежде всего они могут использовать новейшую дорогостоя­щую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продук­ции, повышая ее качество и завоевывая в связи с этим рынки сбыта, приносящие им высокий доход. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна малому бизнесу из-за её низкой рентабильности на малых предприятиях, обусловленной небольшими объемами производ­ства, наращивать которое они не в силах.

Помимо того, у крупных предприятий и организаций за счет кон­центрации капитала имеется возможность проводить широкомасштаб­ные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях. Внутренняя специализация и кооперирование позволя­ют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персо­нала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т. д.

Поданным статистики 500 крупнейших корпораций в США (всего в США более 4,5 млн. торгово-промышленных единиц) и такое же их количество в Западной Европе сосредоточивают в своих руках примерно 1/4 национального капитала и около 25% занятого в этих регионах мира населения.

Вследствие произошедших перемен предпринимательство на совре­менном этапе стало составной частью деятельности руководителей и специалистов крупных фирм, банков, холдингов. Здесь предпринима­тельство поставлено на научную основу, развернута широкомасштабная работа в этом направлении.

Концентрация финансовых и людских ресурсов в предельно неболь­шом числе корпораций позволяет последним осуществлять внутрифир­менную диверсификацию капитала из одной отрасли экономики в др; -гую, что наряду с теми преимуществами, которые они имеют за счет концентрации ресурсов, дает им возможность существования даже в са­мые неблагоприятные для экономики периоды.

При снижении спроса на одни виды продукции, которые производит суперкорпорация, она повышает выпуск продукции, спрос на которую удерживается. Диверсификация наряду с научно-техническим прогрес­сом оказалась главным направлением предпринимательства современ­ного крупного капитала.

На крупных предприятиях бывшего Советского Союза диверсифика­ция производства развивалась на иной основе, чем в странах Запада. Из-за постоянных дефицитов и сбоев в материально-техническом обеспече­нии советские предприятия диверсифицировались главным образом с целью самообеспечения, превращаясь в громоздкие, чуть ли не натураль­ные хозяйства. Такие объединения, как Уралмаш, ЗИЛ, ВАЗ, ММК и другие, были загружены производством различных мелкосерийных из­делий, не свойственных их профилю.

В частности, ЗИЛ в 1980 г. производил около 140 тыс. наименова­ний инструмента, Горьковский автозавод - около 80 тыс. наименований. Некоторые изделия изготавливались всего по 5 штук в год, что, разумеется, не повышало, а снижало технический уровень производ­ства в целом. Однако производя расширенную номенклатуру изде­лий, эти громоздкие предприятия оказывались в лучшем положении, чем малые и средние фабрики и заводы, постоянно испытывающие сбои с поставками сырья, материалов, комплектующих изделий, ин­струмента и пр.