logo search
Shpory_ekonom

16. Несовершенная конкуренция и ее модели. Монопольный и смешанный рынок.

Монопольный рынок -это такой рынок, где хотя бы одна сторона является монополистом. Черты:

  1. Полная свобода действий для одного и отсутствие свободы выбора для остальных.

  2. Имеется ограниченное число участников: либо 1 продавец-монополия, либо 1 покупатель-монопсония (перерабатывающая компания, мясокомбинат для фермерских хозяйств, металлургический комбинат для шахт).

  3. На рынке действуют цены монопольно-высокие, которые устанавливаются монополистом; мономольно-низкие цены устанавливаются монопсонией. Для всех остальных участников рынка могут возникнуть «Ножницы цен», когда одно хозяйство (домашнее или фермерское) попадает в ситуацию монопольно-высоких и монопольно-низких цен ( фермерское хоз-во покупает

электроэнергию по монопольно-высоким ценам, а свой скот, зерно продает по монопольно-низким ценам)

  1. Товары могут быть как дифференцированные, так и стандартные.

  2. Барьеры для вхождения в отрасль.

В условиях монопольного рынка сохраняется потенциальная конкуренция- это возможность появления новых производителей.

С целью защиты конкуренции от монополии начинает выступать государство. Таким образом возникает смешанный рынок -это такое хозяйство, когда в качестве контролирующего субъекта выступает государство. Смешанный рынок создает условия для несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция- это соперничество субъектов рынка при наличии монополии или рынок, на котором не выполняется одно из условий совершенной конкуренции Разновидности несовершенной конкуренции:

I. Монополистическая- это соперничество между большим числом фирм, действующих в одной

отрасли.

Черты:

  1. Большое число фирм

  2. Продукция дифференцирована

  3. Невозможность тайного сговора о ценах

  4. Легкое вступление в отрасль

  5. Сочетание ценовых и неценовых методов борьбы. Например: продажа порошков, зубных паст, пошив платьев.

2. Олигополия -это рыночная структура, при которой доминируют небольшое количество

продавцов; вход в отрасль ограничен барьером.

Черты:

  1. Небольшое число фирм (не более 10)

  2. Высокие барьеры для вступления в отрасль (эффект масштаба, величина капитала)

  3. Игра по правилам.

Например: машиностроение, автомобилестроение, ракетостроение.