logo search
ek-ka_voprosy_1-12_44-55

Вопрос 10. Спрос, предложение, прибыль в условиях совершенной конкуренции

При совершенной конкуренции потребители точно знают о ценах на рассматриваемый товар у различных производителей, поэтому, как только какой-то производитель повышает цену, он ничего не может продать. С другой стороны, как только любой производитель понижает цену, потребители просто сметают его товар.

В результате, независимо от того, как спрос на рынке в целом зависит от цены товара, спрос для каждого отдельного продавца абсолютно эластичен, т.е. при той цене, которая сложилась на рынке, каждый продавец может продать любой объем товара, а при более высокой - не продаст ничего. Таким образом, у производителя на совершенно конкурентном рынке нет стимулов ни снижать цену товара, ни повышать ее. В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.

Аналогичная ситуация возникает и на стороне покупателя. Каждый отдельный покупатель также ничего не сможет купить по более низкой цене, поскольку производители распродадут свой товар тем покупателям, которые предлагают более высокую цену. И он не имеет стимулов назначать более высокую цену, ибо и при существующей на рынке цене может полностью удовлетворить свои потребности.

Из абсолютной эластичности спроса для производителя следует, что предельная выручка от реализации (т.е. приращение выручки при росте продаж на 1) всегда равна цене товара. Поэтому для максимизации прибыли или минимизации убытков производителю достаточно выбрать объем производства, при котором предельные издержки равны цене продукта. Это правило действует только при совершенной конкуренции, но, в принципе, считается, что его действие можно распространить и на другие виды рынков.

Производитель может при этом получать прибыль или убыток в зависимости от величины средних издержек. И он ничего не может сделать, чтобы увеличить прибыль или уменьшить убытки, поскольку выбранный им объем производства оптимален.

Равновесным состоянием в долгосрочной перспективе для рынка совершенной конкуренции, становится состояние нулевой прибыли. Т.е. цена продукта должна быть равна одновременно и средним, и предельным издержкам, что достигается при минимуме средних издержек, а производство осуществляется самым оптимальным образом.

Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.

1. Совокупный доход () — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,

представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем на величину, равную рыночной цене Ре

2. Средний доход () — доход от реализации единицы продукции,

определяется рыночной ценой равновесия Ре, а кривая совпадает с кривой спроса фирмы. По определению

3. Предельный доход () — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска,

Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска.

По определению

так как

Долгосрочное равновесие рынка при совершенной конкуренции

В долгосрочном периоде: