1.3 Нормативное регулирование банковской ликвидности
Поскольку возникновение проблем с ликвидностью у коммерческих банков ограничивает их возможность в реализации основных функций как элементов финансовой системы государства, органы власти всегда уделяют вопросу регулирования банковской ликвидности особое отношение. В первую очередь, управляющее воздействие государства проявляется и форме нормативного регулирования.
Для количественной и качественной оценки ликвидности коммерческих банков в мировой практике используются разнообразные показатели, отражающие надежность и финансовую устойчивость банка, безопасность его деятельности. Одновременно эти показатели выступают в качестве критериев оценки деятельности коммерческого банка. В большинстве стран показатели ликвидности законодательно регламентируются, т.е. устанавливается перечень оценочных показателей и их уровни.
В России при появлении системы коммерческих банков было решено ввести нормы ликвидности балансов банковских организаций.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»15, исходя из его функциональных обязанностей и целевой задачи - развития и укрепления банковской системы Российской Федерации, Инструкцией Центрального Банка России от 03.12.2012 № 139-И "Об обязательных нормативах банков" 16 установлены следующие числовые значения и методика расчета следующих обязательных нормативов банков:
- достаточности капитала;
- ликвидности;
- максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимального размера крупных кредитных рисков;
- максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
- совокупной величины риска по инсайдерам банка;
- использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.
Обязательные нормативы рассчитываются в соответствии с определенными в настоящей Инструкции методиками их расчета на основании принципов достоверности и объективности, осмотрительности, преобладания экономической сущности над формой и других международно-признанных принципов, позволяющих качественно оценить операции и отразить их в отчетности.
При расчете обязательных нормативов должны выполняться следующие требования:17
- если остатки на балансовых счетах и (или) их части, не входящие в перечень балансовых счетов и (или) кодов, приведенных в настоящей Инструкции для расчета обязательного норматива, по экономическому содержанию относятся к рискам, регулируемым (ограничиваемым) обязательным нормативом, банк включает эти счета (их части) в расчет обязательного норматива;
- если остатки на балансовых счетах и (или) их части, входящие в перечень балансовых счетов и (или) кодов, приведенных в настоящей Инструкции для расчета обязательного норматива, и предназначенные для покрытия (уменьшения) регулируемого им риска, по экономическому содержанию не покрывают (не уменьшают) данный риск, банк не включает эти счета (их части) в расчет обязательного норматива.
В соответствие с данной инструкцией в отношении регулирования рисков ликвидности банков установлены нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной и общей ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери 6aнком ликвидности. Нормативы определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования. Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) рассчитывается по следующей формуле:
,где
Лам - высоколиквидные активы, то есть финансовые активы, которые должны быть получены в течение ближайшего календарного дня и (или) могут быть незамедлительно востребованы банком и (или) в случае необходимости реализованы банком в целях незамедлительного получения денежных средств, в том числе средства на корреспондентских счетах банка в Банке России, в банках стран из числа "группы развитых стран", касса банка, (в ред. Указания Банка России от 25.10.2013 N 3097-У);
Овм - обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении (в ред. Указания Банка России от 25.10.2013 N 3097-У);
Овм* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования, определенная в установленном порядке.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15 %.
При рассмотрении этого норматива видно, что ликвидность, вытекающая из этой инструкции, является запасом, а не потоком. Норматив отражает ситуацию, сложившуюся на определенную отчетную дату. Если ликвидность рассматривать как поток, то следует учитывать денежные потоки в будущем, а так же денежные потоки, планируемые и прогнозируемые с учетом фактического состояния.
Норматив текущей ликвидности банка (НЗ) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней. Норматив текущей ликвидности банка (НЗ) рассчитывается по следующей формуле:
,где
Лат - ликвидные активы, то есть финансовые активы; которые должны быть получены банком и (или) могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней и (или) в случае необходимости реализованы банком в течей ближайших 30 календарных дней в целях получения денежных средств в указанные сроки (в ред. Указания Банка России от 25.10.2013 N 3097-У);
Овт - обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней (в ред. Указания Банка России от 25.10.2013 N 3097-У);
Овт* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, определяемая в установленном порядке.
Минимально допустимое числовое значение норматива НЗ устанавливается в размере 50 %.
При этом к высоколиквидным (Лам) и ликвидным (Лат) активам относятся только те финансовые активы банка, которые в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, а также в соответствии с Положением Банка России N 254-П18 и Положением Банка России N 283-П19 относятся к I и II категориям качества.
Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по следующей формуле:
,где
Крд - кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, а также пролонгированные, если с учетом вновь установленных сроков погашения кредитных требований сроки, оставшиеся до их погашения, превышают 365 или 366 календарных дней, за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным кредитным требованиям в соответствии с Положением Банка России N 254-П и Положением Банка России N 283-П (сумма кодов 8996 и 8724 за минусом кода 8850);
ОД - обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным банком, за исключением суммы полученного банком субординированного кредита (займа, депозита) в части остаточной стоимости, включенной в расчет собственных средств (капитала) банка, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней (сумма кодов 8918, 8997 и 8725 за минусом кода 8873);
О* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), не вошедшим в расчет показателя ОД, определяемая в порядке, установленном пунктом 3.6 настоящей Инструкции (код 8978).
Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 %.
Нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.
В соответствии с требованиями данного нормативного акта банки ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца представляют в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях по форме отчетности 0409813 "Сведения об обязательных нормативах (публикуемая форма)" и 0409135 “Информация об обязательных нормативах”, установленных Указанием Банка России N 2332-У.
- Глава 2. Оперативный анализ ликвидности коммерческого банка на примере Западно-Уральского банка Сбербанка России………………………………...................................................................35
- Глава 1 Теоретические аспекты управления ликвидностью коммерческого банка
- Понятие ликвидности и платежеспособности коммерческого банка
- 1.2. Факторы, влияющие на ликвидность коммерческого банка
- 1.3 Нормативное регулирование банковской ликвидности
- 1.4. Показатели, характеризующие прибыльность коммерческого банка
- 1.5 Оперативный анализ риска потери банком ликвидности
- Глава 2 Оперативный анализ ликвидности коммерческого банка на примере Западно- Уральского банка Сбербанка России
- 2.1 Характеристика деятельности Западно-Уральского банка Сбербанка России
- 2.2 Анализ показателей прибыльности Западно-Уральского банка Сбербанка России
- 2.3 Оценка показателя достаточности капитала Западно-Уральского банка Сбербанка России
- 2.4 Анализ нормативов ликвидности Западно-Уральского банка Сбербанка России
- 2.5. Комплекс мер по совершенствованию управления ликвидностью коммерческих банков