logo search
2 СЕМЕСТР ГМУ1 / Экономика организаций / 07 Курс лекций

12.3. Природоохранная деятельность предприятия

В последние время развитие общественного производства осуществляется высокими темпами, что приводит к расширению негативного воздействия общества на природу, неблагоприятным изменениям окружающей среды, загрязнению веществами, вредными для живых организмов, нарушению динамического равновесия природных систем. Природоохранная (экологическая) деятельность занимает важное место на всех уровнях управления экономикой: она выступает неотъемлемым слагаемым государственной политики и во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды, основными направлениями деятельности которого являются: комплексное управление природоохранной деятельностью в стране; координация деятельности органов власти в этой области; утверждение нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и др.

В той или иной степени природоохранные функции выполняют Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения РФ и другие государственные организации.

В рамках конкретного предприятия природоохранная деятельность должна быть включена в сферу производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эффект природоохранной деятельности каждого конкретного предприятия определяется в масштабах всего государства.

Основополагающими принципами природоохранной деятельности предприятий служат:

• рациональное природопользование и максимально возможное снижение отходов;

• внедрение замкнутых технологических циклов, энергосберегающих технологий, вторичное использование материалов в производственном процессе;

• сокращение выбросов вредных веществ на всех стадиях производственного цикла.

Одной из форм компенсации экологической опасности предприятий принято считать внесение платы за загрязнение окружающей среды, а также платежей за пользование природными ресурсами. Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической ситуации.

Величина платы за загрязнение окружающей среды складывается из издержек загрязнения, которые включают суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей) и затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды. Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями самостоятельно на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ. Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды корректируются с учетом средств, затраченных на природоохранные мероприятия.

Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской резервный фонд охраны природы. При этом вложение дополнительных средств в природоохранные мероприятия означает приверженность предприятия принципам социальной ответственности перед обществом.

Возрастающий интерес общества к вопросам экологической безопасности предприятий вызвал необходимость развивать новое направление деятельности – экологический менеджмент. Внедрение систем экологического менеджмента предполагает идентификацию экологических аспектов и воздействий, выражение их значимости, определение экологической политики и экологической программы предприятия, формирование организационных структур управления природоохранной деятельностью предприятий (персонал, распределение функций и ответственности).

Предварительным этапом внедрения системы экологического менеджмента является проведение экологического аудита. В рамках экологического аудита оценивается исходное состояние системы управления природоохранной деятельностью предприятия, проводится анализ ее соответствия требованиям стандарта ISO 14 001. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию системы экологического менеджмента или повышению ее эффективности.

Выводы

1. Инвестиционная политика является составной частью стратегии предприятия и предполагает, с одной стороны, поиск надежных источников финансирования, с другой – эффективное их использование для обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии.

2. Инновационная политика предприятия направлена на внедрение нововведений в предпринимательскую деятельность с целью получения конкурентных преимуществ и повышения прибыльности.

3. В современных условиях хозяйствования большую роль играет внешнеэкономическая деятельность предприятий, т. е. хозяйственная предпринимательская деятельность в области международного обмена. Она осуществляется предприятиями самостоятельно, однако важнейшие ее аспекты регулируются государством.

4. Природоохранная деятельность имеет высокую значимость на всех уровнях национальной экономики и ставит своей целью уменьшение неблагоприятного воздействия общества на природу. На уровне предприятия формой компенсации экологической опасности является внесение платы за загрязнение окружающей среды и платежей за пользование природными ресурсами.