9. Структура рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство
Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Разновидности структур рынка:
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Основные рыночные структуры | ||||
Структура рынка | Барьеры входа для продавца | Число продавцов | Барьеры входа для покупателя | Число покупателей |
Совершенная конкуренция | Нет | Много | Нет | Много |
Монополистическая конкуренция | Нет | Много | Нет | Много |
Олигополия | Да | Немного | Нет | Много |
Олигопсония | Нет | Много | Да | Немного |
Монополия | Да | Один | Нет | Много |
Монопсония | Нет | Много | Да | Один |
Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция.
В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение следующих условий:
объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на рыночные цены
реализуемые каждым производителем товары являются однородными
покупатели хорошо информированы о ценах
продавцы не вступает в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга
фирмы производители могут, как свободно входить в отрасль, так и выходить из неё
Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:
способствует более эффективному использованию ресурсов
побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей
создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники
обеспечивает свободу выбора и действий
К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:
неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов
не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования
не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства
не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости
Противоположностью совершенной конкуренции является монополистическая (несовершенная) конкуренция. Монополия означает единственный продавец, однако, говоря о монополии, имеют в виду различные виды рыночных ситуаций характерных для несовершенной конкуренции.
Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:
олигополия - монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области
монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров
чистая монополия - это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт
монопсония - тип рыночной структуры при которой имеется лишь один покупатель определенного товара
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит достаточно сложный характер. Современная монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах; с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые "рычаги", оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.
законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти; совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Основными целями антимонопольного законодательства большинства государств являются: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующе положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала, контроль над ценообразованием, содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей.
В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и крупных олигополистических объединений, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих нормы делового общения. Первый этап развития антимонопольного регулирования начался в 1876, когда в нескольких штатах США были созданы учреждения, наблюдавшие за ценами и услугами. Именно для США была характерна в этот период наибольшая концентрация производства. Второй этап был связан с принятием в 1890 конгрессом США первого акта антитрестовского законодательства - Закона Шермана против монополии в торговле и коммерческой деятельности, который стал краеугольным камнем антимонопольной политики. Законом были запрещены любые формы контрактов (объединения, сговоры, соглашения и т.д.), направленные на ограничение свободы торговли; объявлены вне закона "недобросовестные приёмы" устранения конкурентов, рассматриваемые как уголовное преступление. За нарушение Закона предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремные заключения и расформирование фирмы. В России антимонопольное законодательство появилось с началом перехода к рыночной экономике. Одним из первых принятых в России нормативных актов в области антимонопольного регулирования является Закон РФ от 22 МР 1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1995 была принята его новая редакция. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и вводит понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, которое может быть признано антимонопольным комитетом в случае, если доля фирмы на рынке определённого товара составляет 65% и более.
- 1. Понятие, закон, объем и функция предложения, его взаимодействие со спросом. Рыночное равновесие и случаи его нарушения.
- 2.Безработица: формы, причины, социально-экономические последствия. Закон а.Оукена.
- 3. Функция прибыли. Источники экономической прибыли. Максимизация прибыли.
- 5. Производственная функция, ее экономический смысл и виды.
- 6. Экономические циклы. Экономический рост и развитие. Тенденции и источники.
- 7. Издержки производства. Структура затрат фирмы.
- 8. Типы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции и методы борьбы с ней.
- 9. Структура рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство
- 10. Кейнсианский подход к определению равновесного объема национального производства.
- 11. Равновесие спроса и предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах.
- 12. Государственный бюджет и бюджетно-налоговая политика.
- 13. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя в порядковом периоде
- 14. Современный подход к экономическому циклу.
- 15. Понятие рыночной экономики и условия ее функционирования. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
- 16. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.
- Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса
- Ценовые факторы совокупного спроса
- Неценовые факторы совокупного спроса
- 17. Основные этапы развития экономической теории. Экономические системы.
- 18. Налоговая система и ее функции.
- 19. Государственное регулирование экономики. Основные инструменты.
- 20. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса.
- 20) Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса.
- 22) Функция инвестиций в кейнсианской системе. Виды и экономический смысл инвестиций.
- 23) Полезность. Общая и предельная полезность. Правило максимизации полезности.
- Причины инфляции
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- 25) Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- 26) Банковская система. Роль центрального и коммерческих банков в увеличении денежной массы.
- 27) Производственная функция. Общий, средний и предельный продукты.
- 28) Совокупный спрос и факторы его определяющие.
- 30) Цели и инструменты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели и способы их расчета.
- 32) Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
- 34) Деньги и их функции. Предложение денег и их покупательская способность. Основные денежные агрегаты
- 35) Организационные формы бизнеса. Поведение фирмы в связи с изменением рыночной цены
- 36) Понятие акселератора и его связь с мультипликатором
- 37) Кривые безразличия и их свойства. Бюджетная линия и равновесие потребителя Кривые безразличия и их свойства
- 38) Равновесие денежного рынка и случаи его нарушения
- 39) Общие, средние и предельные затраты. Графическая интерпретация затрат Постоянные, средние и предельные затраты
- 40) Функция потребления и сбережения в кейнсианской теории занятости. Предельная склонность к потреблению. Предельная склонность к сбережению.
- Предельная склонность к потреблению и сбережению