3. Функция прибыли. Источники экономической прибыли. Максимизация прибыли.
При́быль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты
Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.
Капитал избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами [1].
Различают:
бухгалтерская прибыль — разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками);
экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников в коррупционных экономиках, дополнительные премиальные работникам.
Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.
Функции и источники получения прибыли
Важность прибыли в деятельности предприятия бесспорна. Возможность ее получения – движущий фактор создания и развития предприятий. Выделяют три функции прибыли.
Результативную, которая показывает, насколько эффективно функционирует предприятие. Показатели прибыли отражают конечный финансовый результат, т. е. характеризуют экономический эффект, полученный предприятием в результате осуществления хозяйственных операций. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают по размеру все расходы, связанные с его деятельностью.
Стимулирующую, которая объясняет, почему прибыль способствует созданию и развитию предприятий. Прибыль одновременно выступает финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Удельный вес чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей, должен быть достаточным для финансирования развития предприятия путем расширения производственной деятельности, научно-технического, экологического и социального развития предприятия.
Бюджетообразующую, которая показывает, каково значение прибыли не только для хозяйствующего субъекта, но и для всей экономической системы государства в целом. Так, прибыль поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Именно эта функция лежит в основе налоговой системы.
Источники прибыли в хозяйственной деятельности показывают, каким именно образом предприятие может достигнуть положительного финансового результата. Выделяют три основных источника получения прибыли.
Монопольное положение предприятия по производству и продаже той или иной продукции и (или) уникальности последней. Для поддержки данного источника на относительно высоком уровне необходимо постоянно обновлять ассортимент продукции.
Производственная и предпринимательская деятельность. В рамках данного источника размер прибыли зависит:
от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции(выбор продуктов, пользующихся стабильно высоким спросом);
возможности создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг(цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание покупателей);
возможности увеличения объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
возможности снижения издержек производства и реализации.
Инновационная деятельность предприятия. Для поучения прибыли из этого источника необходимо постоянно обновлять выпускаемую продукцию с целью обеспечения ее конкурентоспособности, роста объемов реализации и увеличения массы прибыли.
В идеале предприятие должно постоянно стремиться к получению прибыли от всех источников, однако реально оно может одновременно использовать один или два источника. Комплексному использованию всех источников часто мешает отсутствие стратегического подхода к управлению.
Правило максимизации прибыли: на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене. Основные факторы максимизации прибыли. Максимизация прибыли за определённый период времени – такова главная стратегическая цель экономической деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта. Количественно прибыль равна разнице между выручкой от реализации и полной себестоимостью (издержкам) продукции: Pr=TR-TC=PXTR-(FC+VC). Данная формула позволяет выявить основные факторы, влияющие на массу прибыли: 1.уровень цены (Р), по которой реализуется продукция. 2.объём производства (ТР). 3.уровень постоянных (FC) и переменных (VC) издержек производства. Первые два компонента – цена реализации и объём производства – непосредственно определяют объём валового дохода фирмы (TR). Но денежная выручка, зачисленная на расчётный счёт предприятия в соответствующем банке, отражает объём не произведённой, а реализованной продукции. Особое влияние на формирование прибыли оказывает третий компонент – уровень себестоимости. Если в данные расчёты ввести значение средних общих издержек производства, приходящихся на единицу продукции, то и в этом случаи будет видно, что снижение издержек производства реализованной продукции непосредственно увеличивает прибыль предприятия. Вывод: чтобы увеличить массу прибыли, необходимо больше производить, больше продавать, продавать по более высоким ценам и при минимальном уровне себестоимости единицы продукции.
4. Спрос на деньги. Факторы, определяющие денежный спрос.
СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий спрос - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.
В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:
М х V = Р х Q,
где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.
В современных теориях спроса на деньги в числе факторов, формирующих спрос на деньги, рассматриваются также такие, как: спрос на финансовые активы; динамика процентной ставки; применение современных финансовых и банковских технологий. Кроме того, современная теория денег учитывает фактор инфляции, четко разграничивая при этом такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы.
- 1. Понятие, закон, объем и функция предложения, его взаимодействие со спросом. Рыночное равновесие и случаи его нарушения.
- 2.Безработица: формы, причины, социально-экономические последствия. Закон а.Оукена.
- 3. Функция прибыли. Источники экономической прибыли. Максимизация прибыли.
- 5. Производственная функция, ее экономический смысл и виды.
- 6. Экономические циклы. Экономический рост и развитие. Тенденции и источники.
- 7. Издержки производства. Структура затрат фирмы.
- 8. Типы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции и методы борьбы с ней.
- 9. Структура рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство
- 10. Кейнсианский подход к определению равновесного объема национального производства.
- 11. Равновесие спроса и предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах.
- 12. Государственный бюджет и бюджетно-налоговая политика.
- 13. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя в порядковом периоде
- 14. Современный подход к экономическому циклу.
- 15. Понятие рыночной экономики и условия ее функционирования. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
- 16. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.
- Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса
- Ценовые факторы совокупного спроса
- Неценовые факторы совокупного спроса
- 17. Основные этапы развития экономической теории. Экономические системы.
- 18. Налоговая система и ее функции.
- 19. Государственное регулирование экономики. Основные инструменты.
- 20. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса.
- 20) Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса.
- 22) Функция инвестиций в кейнсианской системе. Виды и экономический смысл инвестиций.
- 23) Полезность. Общая и предельная полезность. Правило максимизации полезности.
- Причины инфляции
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- 25) Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- 26) Банковская система. Роль центрального и коммерческих банков в увеличении денежной массы.
- 27) Производственная функция. Общий, средний и предельный продукты.
- 28) Совокупный спрос и факторы его определяющие.
- 30) Цели и инструменты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели и способы их расчета.
- 32) Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
- 34) Деньги и их функции. Предложение денег и их покупательская способность. Основные денежные агрегаты
- 35) Организационные формы бизнеса. Поведение фирмы в связи с изменением рыночной цены
- 36) Понятие акселератора и его связь с мультипликатором
- 37) Кривые безразличия и их свойства. Бюджетная линия и равновесие потребителя Кривые безразличия и их свойства
- 38) Равновесие денежного рынка и случаи его нарушения
- 39) Общие, средние и предельные затраты. Графическая интерпретация затрат Постоянные, средние и предельные затраты
- 40) Функция потребления и сбережения в кейнсианской теории занятости. Предельная склонность к потреблению. Предельная склонность к сбережению.
- Предельная склонность к потреблению и сбережению