logo search
конспект лекций МАКРОЭКОНОМИКА

Основные понятия

аккредитив

активные операции

банковские ресурсы

инкассовые операции

коммерческие банки

кредитная система

лизинг

маржа

норма банковской прибыли

норма обязательных резервов

пассивные операции

политика дешевых денег

политика дорогих денег

переводные операции

резервная норма

трастовые операции

таргетирование денежного предложения

финансовая паника

функции Центрального Банка

чистая банковская прибыль

Контрольные вопросы

  1. Основные функции Центрального Банка.

  2. Функции коммерческого банка.

  3. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

  4. Что значит «операции на открытом рынке», «учетная ставка» и каково их влияние на денежную массу в обращении?

  5. Когда образуется дефицит государственного бюджета?

  6. Каковы особенности денежно-кредитной политики в период мирового экономического кризиса 2008 – 2009 гг.?

Лекция 7. Бюджетно-налоговая политика и макроэкономическая стабилизация

План

  1. Финансовая система и госбюджет.

  2. Налоговая система РФ и ее эффект.

  3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика и ее эффективность.

В рамках данной темы необходимо выяснить сущность финансовой системы государства. Осуществляя финансовую деятельность, государство проводит налоговую и бюджетную политику. Выявление их существа, специфики и особенностей применительно к экономике РФ – задача данной лекции.

1. Финансовая система и госбюджет

Финансы (с лат. «платеж», «доход») как экономическая категория выражает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП. Это инструмент осуществления контроля за образованием и использованием фондов денежных средств в стране. Сущность финансов проявляется в их функциях:

  1. распределительная означает обеспечение экономических агентов финансовыми ресурсами;

  2. стимулирующая проявляется в создании экономических условий для ускоренного или сдерживающего развития социально-экономических явлений и процессов;

  3. фискальная заключается в использовании налоговой системы и налогообложения с целью изъятия части доходов фирм и домохозяйств для содержания госаппарата, армии, силовых структур и бюджетной сферы, не имеющих самостоятельных источников доходов;

  4. контрольная предназначается для установления оптимальных пропорций в структуре общественного воспроизводства через движение стоимости ВВП.

Финансы как экономическая категория отражает движение стоимостных потоков в общественном воспроизводстве через аккумулирование, распределение и использование денежных ресурсов. Потоки денежных ресурсов охватывают следующих субъектов:

  1. домохозяйства;

  2. фирмы (предприятия);

  3. государство.

Именно их основные экономические отношения и взаимосвязи обслуживаются финансовыми потоками.

Финансовая система может быть представлена как совокупность взаимосвязанных финансовых элементов. Она может иметь ряд классификаций:

  1. - Сочетание бюджетов разных уровней: федерации, субъектов РФ, местных органов власти;

- Внебюджетные фонды (страхование);

- Валютные резервы государства;

- Денежные фонды фирм и организаций.

Далее может иметь место и такая классификация:

  1. - Государственные финансы;

- Финансы хозяйствования;

- Финансы населения.

Согласно бюджетному устройству в РФ имеет место три уровня бюджетов: федеральный, субъектов федерации и местный. Все бюджеты автономны, имеют свои законодательно закрепленные источники доходов и конкретные направления расходов. Основной принцип построения всей системы бюджетов – фискальный федерализм, т. е. разграничения функций между каждым из них.

Вместе с тем сумма федерального, регионального и местных бюджетов есть консолидированный бюджет. Это, по сути, механический свод бюджетов, входящий в состав бюджетной системы страны.

Государственный бюджет – это годовой финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он является инструментом перераспределения национального дохода. Это его основная функция, а также имеют место и такие как стимулирование и регулирование экономики, развитие НТП, осуществление социальной политики. Госбюджет имеет довольно сложную и обширную структуру доходов и расходов.

Примерная структура госбюджета и его основные статьи:

Таблица 5

Структура и удельный вес отдельных статей государственного бюджета развитых стран мира (%)

Доходы

Расходы

  1. Налоги (в том числе акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор) – 75 – 85 %

  2. Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли) – 5 – 8 %

  3. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхование от безработицы – 10 – 12 %

  1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, со­циальные пособия, субсидии – 40 – 50 %

  2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государ­ственных программ – 10 – 20 %

  3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, в том числе содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10 – 20 %

  4. Административно-управленческие расходы: содержание государственного аппарата, полиции, юстиции и проч. – 10 – 20 %

  5. Платежи по государственному долгу – 5 – 8 %.

Госбюджет рассматривался представителями классической школы только как сбалансированный, означающий соответствие его доходов и расходов. Дж. Кейнс и его последователи – А. Хансен, П. Самуэльсон, А. Лернер и др. разработали новый подход роли финансов в экономике, в т. ч. и по отношению к госбюджету. Дж. Кейнс доказывал, что дефициты госбюджета играют стимулирующую роль по отношению к экономике, способствуют ее экономическому росту.

В 2000-х годах вплоть до мирового экономического кризиса 2008 – 2009 гг. в РФ имел место профицит госбюджета, т. е. превышение доходов над расходами. Основной источник формирования профицита – валютные ресурсы, получаемые государством от реализации на мировом рынке энергоресурсов. Именно они позволили сформировать Стабилизационный фонд – своеобразную «финансовую подушку», предназначенную для борьбы с экономическим спадом, который неизбежно наступит, как показывает мировой опыт, в любой стране с сырьевой ориентацией, как только цены на энергоресурсы на мировом рынке упадут. Под воздействием экономического кризиса соотношение между доходами и расходами госбюджета изменились в пользу расходов. В результате дефицит госбюджета уже в 2009 г. составил 8,3 %. По расчетам Минфина России он будет сохраняться вплоть до 2012 г., а именно: в 2010 г. – 6,8 %, в 2011 г. – 4 % и в 2012 г. – 3 %. Что касается доходов госбюджета, то они неизменно будут повышаться. Так на 2009 г. они составили 10,9 трлн руб., в 2010 г. будут составлять 11,7 трлн руб., в 2011 г. – 12,8 трлн руб. Одновременно увеличатся расходы на образование за эти годы – на 25 %, на здравоохранение – 59 %.

Бюджет субъекта федерации, как фонд денежных средств правительства региона представляет его финансовый план на текущий финансовый год. Он имеет статус закона. Доходы бюджета формируются за счет собственных налогов и неналоговых поступлений (доходы от собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального бюджета и др.). Расходы: развитие экономики региона, здравоохранения, образования, содержание органов власти и управления региона, органов охраны правопорядка, социальное обеспечение, финансирование культуры и искусства, финансовая помощь местным бюджетам, бюджетные ссуды. Примером бюджета субъекта федерации может быть бюджет Республики Хакасия (РХ) на 2010 год. Его доходы составят 10309 млн руб., расходы – 12183 млн руб. Также ожидаются поступления из федерального бюджета более 2 млрд руб.

Местные бюджеты – это смета доходов и расходов местных органов власти. Доходы складываются из четырех основных источников: налоги, неналоговые поступления, субсидии и дотации из бюджета субъекта федерации, займы. Доходы предназначены на развитие экономики и социально-культурные мероприятия. В РХ местные бюджеты устойчиво за последние 10 лет – дефицитны.