logo search
собственность

Введение

Создание конкурентоспособной экономики, построение и развитие фондового рынка невозможно без преобразования отношений собственности. Поскольку реформирование собственности сопряжено со значительными политическими, экономическими и социальными издержками, так как сталкиваются интересы различных групп, то динамику и интенсивность процесса реформирования собственности определяет ряд факторов:

Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также приоритетов в каждой конкретной стране.

В Республике Беларусь имеется много предприятий государственной собственности, которые не являются определяющими в экономической политике государства и могут быть включены в приватизационный потенциал. За период 1991–2009 гг. разгосударствлению и приватизации подверглись 13 685 организаций (объектов) госсобственности, в т.ч. отчуждено — 9130, реформировано — 4555. Из числа последних в акционерные общества были преобразованы 2421 предприятие (в т.ч. в 2008 г. — 191, а в 2009 г. — 228), 426 — проданы по конкурсу, 983 — на аукционе, 724 были выкуплены арендными предприятиями.

Данная работа состоит из трех частей. В первой описываются теоретические аспекты собственности и рассматривается многообразие различных ее форм. Вторая часть включает в себя методологию трансформации отношений собственности, отдельно выделяются проблемы преобразования собственности в условиях переходных экономик. Третья часть посвящена реформированию собственности в Республике Беларусь и, в первую очередь, — вопросам приватизации.