3.2 Приватизация в Республике Беларусь: первые этапы
Развитие приватизационного процесса в Беларуси осуществлялось крайне неравномерно. Отсутствие правового поля приватизации обусловило ее низкие темпы в 1991-1992 гг. Начиная с 1993 г. этот процесс начал ускоряться, а с 1996 г. наблюдается постоянное снижение количества приватизированных предприятий. Поэтому приватизационный процесс в Беларуси можно разбить на три условных этапа: 1991-1992 гг., 1993-1994 гг., с 1995 г.
Первый этап.
23.09 1991 г. Совет Министров Белорусской ССР принял Постановление N° 360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1991 г.», временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности в Беларуси и 9 нормативно-методических приложений в виде самостоятельных положений. Они явились первыми документами по преобразованию государственной формы собственности, в которых был утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению. В 1991 г. преобразовано 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Из 61 предприятия 3 преобразованы в ОАО, а 58 государственных предприятий тем или иным способом выкуплены.[10, c. 98]
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12 1991 г. № 486 были утверждены основные положения Программы разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности на 1992 г. Согласно программе, приоритетной формой приватизации для небольших и технологически несложных предприятий считалась аренда с выкупом. Для объектов с небольшим производственным потенциалом рекомендовалось создание коллективных (народных) предприятий, а для крупных предприятий - ОАО.
Если в 1991 г. было преобразовано 61 предприятие, то в 1992 г. - уже 190, в том числе 33 предприятия республиканской и 157 - коммунальной собственности. 134 предприятия выкуплены трудовыми и арендными коллективами, 4 - преобразованы в акционерные общества и 52 - выкуплены по конкурсу. [10, c. 98]
На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись «снизу», по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам. Комиссия по приватизации оценивала финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа, необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры. При оценке стоимости приватизируемого объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены.
Согласно законодательству, в Беларуси использовались следующие методы приватизации:
• преобразование предприятий в ОАО;
• выкуп государственного арендованного имущества арендным предприятием;
• выкуп государственного имущества работниками предприятия;
• продажа по конкурсу;
• продажа на аукционе.
В 1991-1992 гг. наиболее популярными способами приватизации являлись выкуп арендованного имущества арендными коллективами и выкуп государственного имущества трудовыми коллективами. Это связано с тем, что в 1991-1992 гг. денежные доходы предприятий и населения были еще достаточными для выкупа, а выкуп государственного имущества предоставлялся в рассрочку на три года (при уплате 30% стоимости имущества коллективы имели право осуществлять преобразование). Так, выкуп арендованного имущества арендными предприятиями в 1991 г. составлял 55,8%, в 1992 г. - 24,7%; выкуп государственного имущества работниками предприятий - соответственно 21,3 и 45,8%; а продажа по конкурсу - 18 и 27,4%. [10, c. 99]
Второй этап.
Активный процесс реформирования государственной собственности в Беларуси начался в 1993 г. после принятия законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и «Об именных приватизационных чеках». Новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране, а к средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество» (ИПЧ «Имущество»). Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию. 50% государственной собственности предполагалось передать в частные руки путем оплаты приватизационными чеками. Кроме того, членам трудовых коллективов были установлены льготы при приобретении акций своих предприятий. [10, c. 99]
В июне 1993 г. принята Государственная программа разгосударствления и приватизации, определяющая стратегию развития процесса преобразования государственной собственности, цели, задачи, приоритеты, ограничения и порядок разгосударствления и приватизации объектов. Предполагалось, что этот документ до 1998 г. будет реализовываться в ежегодно разрабатываемых программах, содержащих конкретные условия процессов разгосударствления и приватизации, показатели объемов приватизации в разрезе отраслей, ожидаемые финансовые результаты, меры по организационному обеспечению и т.п.
Процесс реформирования государственной собственности начиная с 1993-1994 гг. характеризовался доминированием инициативы преобразования предприятий «сверху». Правительство выработало программу приватизации, в соответствии с которой средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта должны быть реформированы в ОАО. Для продажи на аукционах, по конкурсу предлагались, как правило, предприятия коммунальной собственности (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), а также объекты незавершенного строительства. Если в 1991-1992 гг. негосударственным стало только 251 предприятие, то в 1993-1994 гг. осуществлена трансформация формы собственности на 874 предприятиях, т.е. темпы приватизации возросли в 3,2 раза. Осознание важности процессов разгосударствления и приватизации со стороны Правительства привело к тому, что в 1994 г. трансформировало форму собственности наибольшее количество предприятий – 6411. [10, c. 99]
С 1993 г. наиболее распространенным способом осуществления приватизации в Беларуси явилось акционирование. Если в первые годы реформирования государственной собственности преобразование государственных и арендных предприятий в ОАО было незначительным и составляло в 1991 г. 4,9%, а в 1992 г. 2,1%, то в 1993 г. в ОАО преобразовано 29,1%, а в 1995 г. - 55% всех реформированных предприятий. [10, c. 99]
Законодательством определено, что оплата приватизируемого объекта производится денежными средствами и именными приватизационными чеками «Имущество», порядок применения которых устанавливается Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь». Более 51% государственных и арендных предприятий преобразовано в иную форму хозяйствования с использованием именных приватизационных чеков «Имущество». Из 4,9 млн чел., получивших чеки, свыше 2 млн чел. вложили 86,6 млн чеков в преобразованные предприятия. Вместе с тем по состоянию на 1 марта 2000 г. гражданами страны использовано только 46,1% полученных именных приватизационных чеков «Имущество», что объясняется недостаточным уровнем обеспеченности чеков государственным имуществом в связи с низкими темпами преобразование государственных и арендных предприятий в акционерные общества.
Невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальной возможности использования ИПЧ «Имущество» для приобретения акций и другого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночная цена такого чека находится значительно ниже номинала на протяжении всего периода чековой приватизации в Беларуси.
Третий этап.
С 1995 г. начался этап, который ознаменовался пересмотром стратегии и тактики процесса разгосударствления и приватизации и последующим его спадом. Годовые программы разгосударствления и приватизации республиканской собственности в 1995-1996 гг. впоследствии были отменены. Приняты новые нормативные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 03.03 1995 г. «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности», Указ от 17.05 1995 г. «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», Указ от 14.11 1997 г. «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами», Декрет от 20.03 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Закон от 05.05 1998 г. «Об объектах, которые находятся только в собственности государства». Внесены изменения и дополнения в приватизационное законодательство (июнь 1996 г., декабрь 1998 г.). В результате значительно изменилось отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры и «правила игры» по трансформации собственности, с другой. Они коснулись как сути разгосударствления и приватизации, порядка и способов преобразования государственных и арендных предприятий в негосударственную форму собственности, так и организации работ при реформировании, порядка разрешения возникающих разногласий между заинтересованными сторонами. [10, c. 101]
К настоящему времени Государственная программа разгосударствления и приватизации 1993 г. претерпела значительные изменения, а следующие ее положения так и не были выполнены:
• приватизация 2/3 стоимости государственного имущества до 2000 г.;
• завершение до 31 декабря 1999 г. приватизации предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство;
• завершение до 1 июля 1999 г. приватизации предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
С 1996 г. наметилась тенденция снижения общих темпов акционирования и приватизации по стране, существенно изменились и используемые методы трансформации собственности. По мере нарастания инфляционных процессов выкуп физически и морально изношенных фондов становился все более неэффективным и затруднительным. В результате в 1996-2000 гг. выкуп государственного имущества работниками предприятий вообще не осуществлялся, а выкуп арендованного имущества арендными предприятиями сократился с 1991 г. по 2000 г. на 39 процентных пунктов и в 2000 г. составил лишь 7%.[10, c. 101]
Наиболее распространенными методами приватизации становятся акционирование (73% от всех приватизированных предприятий в 2000 г.) и продажа на аукционе. Если в 1991-1992 гг. продажа гособъектов на аукционе не проводилась, то далее она возросла (16,8% в 1993 г. и 19,6% в 1999 г.), а затем сократилась (9% в 2000 г.). В то же время в 1998 г. она составляла 49,5% от всех преобразованных предприятий. Продажа объектов по конкурсу за указанный период сократилась на 13,3 процентных пункта и в 2000 г. составила 4,7% всех преобразованных в этом году предприятий.
Разгосударствление и приватизация в стране в территориальном разрезе все десять лет происходили достаточно равномерно. Больше всего преобразовано предприятий в г. Минске - 19%, меньше всего - 10% от их общего числа - в Витебской области.
Распределение республиканских и коммунальных приватизированных предприятии по отраслям существенно отличается. Отраслевая структура приватизированных предприятий по видам государственной собственности представлена в Приложении А. [5,с. 78]
Что касается динамики преобразований по отраслям народного хозяйства, то наиболее интенсивно приватизировались предприятия промышленности и торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания. В то же время предприятия ЖКХ, транспортного и строительного комплекса имели гораздо более низкие темпы трансформации формы собственности.
Источником информации для определения приватизационного потенциала может служить специальный реестр, который содержит сведения о государственном имуществе, находящемся в республиканской собственности. Реестр представляет собой построенную по объектно-субъектному принципу электронную систему учета документированной информации, зафиксированной на бумажных и машинных носителях:
Таблица 1. Количество ОАО, в структуре акционерного капитала которых государство имеет долю
В структуре акционерного капитала государству принадлежит доля акций, % | Количество ОАО по состоянию на 1 января, ед. | |||||||
2001 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||||
ед. | % | ед. | % | ед. | % | ед. | % | |
Всего ОАО с долей государства | 520 | 82 | 614 | 70 | 632 | 70 | 632 | 67 |
В том числе: | ||||||||
свыше 75 | 95 | 15 | 303 | 34 | 354 | 39 | 362 | 38 |
от 50 до75 | 209 | 33 | 66 | 8 | 80 | 9 | 72 | 8 |
от 25 до 50 | 101 | 16 | 116 | 13 | 122 | 14 | 117 | 12 |
менее 25 | 115 | 18 | 129 | 15 | 76 | 8 | 81 | 9 |
Отсутствует | 114 | 18 | 261 | 30 | 270 | 30 | 310 | 33 |
Всего ОАО | 634 | 100 | 875 | 100 | 902 | 100 | 942 | 100 |
Примечание – Источник: [5, c. 87, таблица 7].
За 1991-2000 гг. в Беларуси создано 636 ОАО, из которых прошло государственную регистрацию и зарегистрировало акции 627 предприятий. Количество выпущенных акций составляет 245 487 882 шт., из них принадлежит государству 160 577 675 шт., т.е. 65,41%. На 1 января 2001 г. на 96 ОАО отсутствовала доля государства, что составляет только 15% от общего количества зарегистрированных АО. [10, c. 101]
Государство не было акционером среди ОАО, созданных в 1991-1992 гг. Однако оно оставляло за собой право на определенный пакет акций, и с каждым годом он имеет тенденцию к увеличению.
За пять лет количество АО, в которых отсутствуют акции, принадлежащие государству, выросло более чем в два раза - с 42 до 96 предприятий, однако это только 15,3% от их общего количества. До 20% выросла доля предприятий, где количество акций, принадлежащих государству, ограничено 25%. Наибольшую группу АО представляют те предприятия, в которых доля акций, принадлежащих государству, превышает 25%, - это 412 предприятий, или 65,7%. 196 предприятий практически являются государственными, поскольку государству принадлежит свыше 75,0% акций. [10, c. 101]
В Беларуси в 1991 г. начались процессы разгосударствления и приватизации, которые на первом этапе проходили преимущественно рыночными способами (выкуп за деньги). Предполагалось, что приватизация пополнит бюджет, повысит эффективность функционирования экономики, изменит мотивацию предприятий. Однако для ее проведения в Беларуси в качестве доминирующего метода был выбран не самый эффективный - чековая приватизация. Из 3366 преобразованных предприятий 59% преобразовано в ОАО с помощью чеков «Имущество». Однако по-прежнему сохраняется чрезвычайно высокая роль государства в формально приватизированном секторе народного хозяйства. Акционирование предприятий часто не ведет к передаче их имущества в частные руки: в 31,3% открытых акционерных обществ государство имеет квалифицированное большинство голосов на общем собрании акционеров, а в 48,4% обществ обладает контрольным пакетом акций. [10, c. 104]
Тем не менее, несмотря на объявленные цели, широкомасштабная массовая приватизация не состоялась, и в основном из-за недостаточного предложения приватизируемого имущества. На 01.01.2001 г. менее 50% населения использовали чеки, а их рыночная цена на всем протяжении приватизации была ниже номинальной стоимости. Коэффициент обеспеченности выданных чеков приватизируемым имуществом составляет всего 0,6. С 1995 г. темпы приватизации существенно замедляются в связи с изменением отношения Правительства к приватизации, а с 1998 г. после введения механизма «золотой акции» и других нормативных актов, позволяющих органам госуправления вмешиваться в процессы принятия управленческих решений, менеджмент госпредприятий перестает быть заинтересованным в инициировании процесса своей приватизации. [10, c. 105]
В последние годы, как показывают статистические данные, в республике существует от 20 до 30% неплатежеспособных предприятий, которые можно разделить на четыре группы: неплатежеспособные, неплатежеспособные убыточные, устойчиво неплатежеспособные и устойчиво неплатежеспособные, оказавшиеся под угрозой банкротства. Убыточные предприятия являются первоочередными объектами приватизации. Список таких предприятий будет ежегодно составляться органами государственного управления. В связи с этим предлагается в рамках годовых прогнозов и среднесрочных планов разрабатывать и утверждать ежегодно на отраслевом уровне имущественный план по обеспечению выполнения функций управления государственным имуществом, который должен состоять из трех частей (Приложение Б). [5, c. 86]
Для ускорения процессов трансформации собственности необходимо всячески ускорять и поощрять малую приватизацию, используя рыночные, а не затратные методы оценки имущества, аукционы, сделав максимально прозрачной и простой систему принятия решений о смене собственника.
С учетом возможного разделения экономических объектов государственной собственности на такие группы, как функционально-целевое и коммерческое имущество следует осуществить дальнейшую классификацию объектов приватизационного потенциала в рамках отдельной отрасли. Целесообразно на уровне каждой отрасли выделить несколько групп предприятий в зависимости от их интересов и целей функционирования:
Таблица 2. Классификация государственных предприятий отрасли в зависимости от функционально-целевого назначения имущества
Классификация государственного имущества | Группа предприятий | По целям функционирования | Уровень интересов и целей |
Функционально- целевое имущество | А | Выполнение общегосударственных задач: обеспечение национальной безопасности; проведение социально-экономической политики | Макро- |
В | Градообразующие, валообразующие Сфера высоких технологий и науки | Макро-, мезо- | |
Коммерческое имущество | С | Коммерческая группа (поддержание и развитие экономического потенциала) | Макро-, мезо-, микро- |
D | Хозяйственные общества с долей государства в их уставных фондах | Мезо-, микро- |
Примечание – Источник: [5, c. 85, таблица 6].
В области «большой» приватизации важно активизировать продажу госсобственности за деньги, сосредоточив все усилия на поисках стратегических инвесторов (преимущественно иностранных), вместе с которыми в страну придут новые технологии и современные способы ведения бизнеса. Надо изменить нормативно-правовую базу, четко персонифицировать права собственности, отменить «золотую акцию», снизить долю государства в уставных фондах предприятий, ужесточить бюджетные ограничения, заставить предприятия выполнять контрактные обязательства, ввести механизмы банкротства, т.е. создать систему мотивов и стимулов трансформации собственности. Государству следует активизировать усилия по формированию работающего рынка ценных бумаг, позволяющего ежедневно оценивать эффективность предприятий и лучшим из них привлекать капитал для дальнейшей реструктуризации.
Необходимо помнить, что в рыночной экономике владение капиталом не дает человеку богатства. Только эффективное управление приносит доход и позволяет предприятию быть успешным, что оценивается через объемы продаж и прибыли. Формальная корпоратизация оставляет слишком мало реальных возможностей и стимулов для активной реструктуризации, позволяющей завоевывать белорусскими предприятиями и западные, и восточные рынки, сокращать избыточную занятость, формировать, анализировать и стимулировать спрос, заниматься инвестиционной и инновационной деятельностью, работая для того, чтобы продавать и зарабатывать прибыль.
- Реферат
- Содержание
- Введение
- 1. Собственность: общетеоретический аспект
- 1.1 Собственность как экономическая категория
- 1.2 Многообразие форм собственности
- 2. Трансформация отношений собственности: методология и практика
- 2.1 История трансформации форм собственности
- 2.2 Системы отношений собственности
- 2.3 Проблемы преобразования собственности в условиях переходных экономик
- 3. Реформа собственности в республике беларусь. Особенности, проблемы и пути их решения
- 3.1 Основные механизмы реформирования отношений собственности в Беларуси в современных условиях
- 3.2 Приватизация в Республике Беларусь: первые этапы
- 3.3 Приватизация в Республике Беларусь по состоянию на 2010 год
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения приложение а
- Приложение б
- Приложение в
- Приложение г