logo search
МЕТОД

3. Основные этапы выполнения курсовой работы

Основные этапы работы студента над курсовой работой следующие:

Определение темы

Тематика курсовых работ включает в себя все темы, изучаемые в разде­лах макроэкономического анализа и мировой экономики (Приложение 1). Студент выбира­ет номер темы, который соответствует последней цифре зачетной книжки (если иное не оговорено с научным руководителем). Если последняя цифра шифра «5», то можно выполнять курсовую работу по темам №5, №15, №25, №35, №45, №55. При выборе темы из указанных номеров студенту в первую очередь следует ориентироваться на проблемы, изучение которых существенно расширяет его знания по экономической теории. Для студента заочной формы обучения очень важно, чтобы избранная им тема в той или иной степени была связана с его производственной или иной деятель­ностью, с тем, чтобы при выполнении работы можно было широко использо­вать конкретный практический материал по деятельности своей организации.

Нередко студенты выбирают ту тему, которая может быть использована при написании дипломной работы или при подготовке курсовых работ, докла­дов, рефератов по другим дисциплинам.

Представленная тематика курсовых работ является примерной. По согласованию с научным руководителем может быть из­менена тема работы или предложена новая.

Составление плана

После выбора темы необходимо изучить соответствующий раздел курса макроэкономики по нескольким учебникам или пособиям. После уясне­ния содержания темы курсовой работы целесообразно составить предвари­тельный вариант плана работы, который в дальнейшем согласовывается с на­учным руководителем, уточняется, дополняется, и на основании которого составляется содержание работы. План - это основа всей ра­боты, от его правильного составления во многом зависит структура, содержа­ние, логическая связь частей курсовой работы. Поэтому качество плана оказы­вает существенное влияние на оценку работы.

План целесообразно согласовать с научным руководителем.

План работы не следует перегружать большим количеством вопросов и разбивать на множество параграфов. Это приведет к поверхностному изложению материала. План должен включать: ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ (2-3 главы, разбитых на 3-4 параграфа, раскры­вающих содержание темы) и ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ. Параграфы можно разбивать на более мелкие, уточняющие суть ос­новного вопроса подпункты (но носящие самостоятельный характер). На основе плана оставляется содержание работы.

Так, по теме курсовой работы «Политика занятости, основные направления и особенности реализации в переходный период» содержание может выглядеть следующим образом:

Введение

1. Политика занятости: основные теоретические аспекты

1.1Сущность, формы и виды занятости

1.2.Понятие и причины безработицы

1.3.Цели государственной политики занятости в переходном периоде.

1.3.1.Модели управления занятостью

1.3.2.Цели и методы политики, направленной на решение проблем занятости

2. Анализ проведения политик занятости в Республике Беларусь

2.1.Особенности реализации политики занятости и борьбы с безработицей в странах с разным уровнем экономического развития

2.2.Политика занятости в Республике Беларусь: проблемы и перспективы

2.2.1.Экономические и социальные вопросы государственной экономической политики РБ

2.2.2.Концепции реформирования законодательства и административной политики в области занятости

2.3.Актуальные проблемы политики занятости и пути повышения занятости населения в Беларуси

Заключение

Список использованных источников

Приложения

В Приложении 2 предлагается перечень основных вопросов по примерной тематике курсовых работ, которые могут быть взяты за основу исследований. Данный перечень не является обязательным.

Подбор и изучение литературы

После выбора темы, согласования плана работы с научным руководите­лем можно приступить к подбору необходимой литературы (не менее 25 ис­точников).

Литература, необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентами самостоятельно. Для этого нужно ознакомиться с соответствую­щими каталогами библиотек, читальных залов, кабинета кафедры экономической теории (корп. 2, ауд.408).

Подбирая литературу, нужно учитывать время ее издания и стремиться использовать новейшие издания. Пренебрежение этим приводит к снижению качества работы.

Неотъемлемая черта курсовой работы - самостоятельность. От студента, начавшего изучать макроэкономику, не требуется, чтобы в своей курсо­вой работе он открывал новые научные истины. Но он обязан судить о про­блеме самостоятельно с точки зрения уже открытых в экономической науке истин и выражать эти суждения своими словами.

Чтобы хорошо понять книгу, статью, читать ее надо внимательно, вдум­чиво, стараться выделить существенное. Необходимо вести записи: выписки, тезисы (сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала, носящее утвердительный характер), аннотации (очень краткое изложение содержания прочитанной работы), резюме (краткая оценка прочитанного, отражающая вы­воды, итоги), конспект. Удобным средством накопления материала для курсо­вой работы является конспектирование. Конспектирование способствует проч­ному усвоению изучаемого материала, помогает выработать навыки правиль­ного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практиче­ских вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими слова­ми. Целесообразно составлять тематический конспект — конспект произведе­ний по вопросам плана.

Выписывайте в первую очередь наиболее важные факты, примеры, оп­ределения, статистические данные с указанием источника, номера страницы.

Если по данной проблеме в экономической литературе ведутся дискус­сии, необходимо уяснить точку зрения данного автора и определить свое от­ношение к дискуссионному вопросу.

Дополнительные данные можно найти в периодической печати. Источ­никами фактических данных являются также общие и отраслевые статистиче­ские сборники и справочники.

Подготовка текста и оформление работы

Закончив подготовительный период, можно начинать писать курсовую работу. Напоминаем, что перед студентом не стоит задача открытия новых положений в области экономической теории, но он должен показать умение осмысленно пользоваться литературой, обрабатывать фактический ма­териал: систематизировать и обобщать его, сводить в таблицы, диаграммы, графики, схемы, (Приложения 4,5,6,), делать свои расчеты, увязывать теорию с практикой современной действительности. Если по рассматриваемому вопро­су в литературе нет единой точки зрения, необходимо привести высказывания по этому вопросу разных авторов, высказать свое отношение к их суждениям, попытаться дать аргументированное изложение собственного понимания дан­ного вопроса.

Составляя текст работы (объем 30-35 машинописных страниц текста, шрифт Times New Roman, 14, через 1,1 интервала), следует помнить, что данные таблицы, цифры, фактический материал, отдельные оригинальные фразы, отрывки из книг, журналов, статистических сборников необходимо оформлять в сносках. Сноска оформляется в квадратных скобках с указанием номера источника в списке литературы, затем через запятую указывается страница из данного источника, например, [7, с.49]. Сноска помеща­ется в конце приведенной фразы, цифры и другого материала. Мысли, содержащиеся в опубликованных работах, из­ложенные своими словами, сносками не оформляются.

Каждый вопрос плана выделяется в тексте в отдельный раздел.

Первая глава курсовой работы должна содержать анализ теоретических подходов к определению рассматриваемой экономических категорий, теоретических целей, функций, моделей. В последующих главах должен быть проведен практический анализ текущей ситуации в исследуемом направлении непосредственно в отечественной экономике. Необходимо также выделить основные проблемы и приоритетные пути их решения по исследуемой теме. Рекомендуется проводить сравнительный анализ с зарубежными странами и определять возможность применения их опыта в решении экономических вопросов в Республике Беларусь.

После рассмотрения всех вопросов плана можно приступить к написа­нию вступительной и заключительной части работы.

Во Введении к курсовой работе обосновывается актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость. Автор объясняет то, как он понима­ет тему, в каком ракурсе будет раскрывать ее (в 1-ой главе, 2-ой главе и т.д.), ставит цели и задачи своего исследования. Объем – 2-3 страницы машинопис­ного текста.

Заключение придает курсовой работе законченный вид, указывает на то, ради чего проводилось исследование экономической проблемы. Здесь делают­ся основные выводы (по итогам рассмотрения каждого вопроса, главы), обос­новываются возможные пути решения поставленных задач. Объем – 3-4 страни­цы машинописного текста.

Текст курсовой работы должен быть тщательно отредактирован, вычи­тан. Если курсовая работа не напечатана, то она должна быть написана четким, понятным почерком и иметь опрятный вид.

В конце работы приводится список использованной литературы (не менее 25 источников). Источники следует располагать одним из следующих способов:

Примеры правильного оформления литературы представлены в приложении 7.

В список нужно включать не только те произведения, на которые делались ссылки в курсовой работе, но и те, с которыми студент знакомился в процессе напи­сания работы и которые помогли ему в понимании тех или иных положений рассматриваемой проблемы. Если в используемом источнике дается ссылка на другой источник, а с ним студент не знакомился, то в список литературы нужно включать тот источник, с которым студент знаком;

В конце курсовой работы студент ставит свою подпись, указывает дату сда­чи работы на кафедру для рецензирования.

Курсовая работа представляется студентом на кафедру экономической теории в сроки, установленные деканатом и согласованные с научным руково­дителем, но не позднее, чем за 1 месяц до начала экзаменационной сессии.

Срок рецензирования-14 дней.

Подготовка к защите курсовой работы

Руководитель рецензирует работу и оставляет рецензию на кафедре (корпус 2, ауд. 408). Рецензент также выставляет предварительную оценку по итогам изучения текста курсовой работы.

Курсовая работа, получившая положительную оценку рецензента, допус­кается к защите. В процессе подготовки к защите студент внимательно знако­мится с содержанием рецензии, с критическими замечаниями и пожеланиями рецензента и в соответствии с ними строит свою дальнейшую работу: подроб­нее изучает отдельные вопросы темы, точки зрения, взгляды экономистов, фактический материал. Необходимый материал к защите может быть оформ­лен письменно и использован студентом при устных ответах на вопросы, по­ставленные в рецензии. Работа, получившая положительную рецензию, на руки студенту не возвращается.

В тех случаях, когда курсовая работа имеет серьёзные недостатки и не допускается к защите, студент должен сделать дополнение к первой работе или выполнить повторную работу, существенно переработав первоначальный вариант (как того требует рецензия). При повторном выполнении курсовой ра­боты необходимо всесторонне учесть конкретные замечания и указания, кото­рые содержатся в рецензии.

Повторная работа представляется на проверку вместе с первоначаль­ным вариантом и рецензией.

Оценка за курсовую работу складывается из оценки содержания, оформ­ления и устной защиты, выдвинутых в курсовой работе положений и выводов. Поэтому, если студент хорошо подготовился к защите, дал исчерпывающие ответы на вопросы и замечания в рецензии, на дополнительные вопросы пре­подавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной оценкой текста курсовой работы.

К экзамену по экономической теории студент допускается только после получения положительной оценки за курсовую работу по макроэкономике.