logo search
Shpory_ekonom

Государственные финансы. Государственный бюджет. Проблемы дефицита бюджета. Государственный долг.

Финансы - денежные ресурсы, находящиеся в обороте страны. Финансы выражают отношения между субъектами по поводу образования, распределения и использования денежных ресурсов. Финансы охватывают: а)отношение между государственными органами и юридическими лицами по поводу уплаты налогов в бюджет; б)отношения между предпринимателями по поводу платежей за товары и услуги;

в) отношения между предпринимателями и работниками по поводу з/п; г)отношения между государственными органами и отдельными семьями. Финансы выполняют функции: Рвоспроизводственная; 2)распределительная; 3)стимулирующая; 4)контролирующая. Таким образом, финансовая система страны

б) государственное регулирование и стимулирование экономики; в)обеспечение социальной политики;

г) контроль за использование денежных средств. Бюджетная система страны - совокупность бюджетов различных уровней. Государственный бюджет: 1 )аккумулирует (сосредотачивает) доходы в руках государства - это доходы бюджета; 2)использует денежные средства - это расходы бюджета. Доходы бюджета включают в себя: налоговые поступления (около 80% это налоги);доходы от предпринимательской деятельности; доходы от внешней торговли; прочие доходы. Расходы включают: социальные расходы; военные расходы; экономические расходы; расходы на покрытие государственного долга. Сумма статей доходов должна быть равна сумме статей расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит бюджета. Если расходы больше, чем расходы, то возникает дефицит бюджета. Причины бюджетного дефицита: 1)рост издержек производства; 2)теневой оборот капитала; 3)рост бюракратического аппарата; 4)нарушение финансовой дисциплины. Способы погашения бюджетного дефицита: а)государственные займы бывают внутренними и внешними; б) повышение системы налогообложения;

в) эммисия денег. Дефицит бюджета бывает активным и пассивным. Активный дефицит - когда расходных средств больше запланированных. Пассивный дефицит - недобор доходов. Показатель бюджетного дефицита вычисляется по формуле: К = 100% (^дефицита I ВВП), он должен быть не более 2,5%. Увеличение бюджетного дефицита приводит к появлению государственного долга. Государственный долг - сумма всех накопленных бюджетных дефицитов страны. Внешний государственный долг —задолженность другим странам. Внутренний государственный долг - задолженность государства своему населению. Последствия государственного долга: 1 банкротство нации; 2)увеличение налогов. Способы погашения государственного долга: а)выплата долга за счет золото - валютных резервов; б)помощь со стороны кредитов; в)превращение долга в иностранные инвестиции; г)льготные кредиты международных банков.

  1. Налоги, их функции и виды. Принципы налогообложения. Фискальная политика государства. Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в определенные сроки, в установленных размерах. Функции налогов: а)фискальная (обуславливает такие вставки, которые выгодны стране); б)экономическая. Все налоги составляют налоговую систему страны. Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги - платежи лиц, получающие доход или имеющие собственность (подоходный налог на прибыль, на имущество, на мед. страхование и т.д.) Косвенные налоги - надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (20%; НДС, таможенные пошлины). Ставки налогообложения: а)твердая ставка; б)пропорциональная ставка; в)прогрессивная ставка;

г) регрессивная ставка. Принципы налогообложения: 1 Справедливости; 2)определенности; 3)удобности;

4)экономии. Американский ученый Лаффер обосновал утверждение, согласно которому оптимальный уровень налогов не должен превышать 30%. (График: кривая Лаффера).

Фискальная (бюджетная)поли гика государства - это комплекс мер государства, направленных на изменение правил изъятия налогов и расходование средств бюджета. Воздействовать на экономику страны государства может 2 способами: 1 способ -расходование бюджетных средств; 2способ - сокращение доходов бюджета за счет снижения налогов. Использование государственные расходов формирует бюджетно -расходную фискальную политику. Использование величины налогов формирует бюджетно -доходную часть фискальной политики. Фискальная политика осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы - это методы, направленные на развитие и финансирование науки, инфраструктуры и т.д. Косвенные методы — это воздействия государство на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. Различают 2 вида фискальной политики: дискреционная и автоматическая. Дискреционная политика - это сознательное регулирование государством своих расходов и налогообложения. Во время подъема производства государство сдерживает доступ предпринимателей к деньгам. Кредиты становятся дорогими, инвестиционными вложения ограничиваются и рост экономики тормозятся. Во время кризиса государство обеспечивает доступный и дешевый кредит, т.о. государство применяет политику дорогих и дешевых денег. Автоматическая политика — предполагает применение встроенных (автоматических) стабилизаторов. Это такой механизм, который регулирует экономику без видимого вмешательства, посредством применения прогрессивной системы налогообложения, а также дифференцирование социальной помощи населению.