7.2. Экономические и функциональные стратегии
Стратегия деятельности разрабатывается и реализуется в целом для предприятия. Однако каждое предприятие представляет собой сложную многофункциональную систему, поэтому экономическую стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами. Таким образом, функциональная стратегия является одним из видов стратегии в зависимости от уровня управления, в данном случае это уровень отдельных подразделений и служб, т. е. замыкается иерархическая цепочка: «портфельная стратегия» – уровень крупных корпораций – «деловая стратегия (конкурентная)» – уровень предприятия – «функциональная (рабочая) стратегия» – уровень подразделения.
Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться следующие функциональные стратегии: финансовая стратегия, стратегия производства, стратегия организационных изменений, стратегия маркетинга и др.
Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии определяется составом специфических целей, которые ставит перед собой руководство предприятия.
Например, финансовая стратегия разрабатывается для достижения поставленных целей в области управления финансами предприятия. Анализ факторов эффективного использования финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе служит основой разработки финансовой стратегии. Также учитываются и поставленные цели. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли при минимизации расходов, оптимизация структуры активов предприятия, обеспечение финансовой устойчивости предприятия на перспективу.
Главная цель предприятия расчленяется на основные функциональные цели, средством осуществления которых служат функциональные программы развития (функциональные стратегии).
Функциональные стратегии для своего осуществления предопределяют тактические цели, воплощение которых в жизнь происходит с помощью организационно-технических мероприятий (мини-проектов) Для задания тактических целей анализируется технология управления по подразделениям и службам, состав и характер тактических управленческих решений, принимаемых на разных уровнях управления. Схема применения функционально-программного подхода представлена на рисунке.
функциональные цели определяют ключевые направления деятельности предприятия. Каждая из них увязана с функциями конкретных руководителей высшего и среднего звена. На них также возложена ответственность за реализацию функциональных стратегий. Для примера приведем несколько функциональных программ (стратегий) одного из научно-производственных объединений (НПО) (табл. 2).
Таблица 2 -Характеристика функциональных программ (стратегий) развития
Как видно из таблицы, каждая функциональная программа раскрывается через критериальные показатели, которые находятся под контролем отдельных функциональных подразделений.
- Экономика организаций
- 1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы
- 1.3. Совершенствование структуры экономики России
- Модуль 2. Предприятие – основное звено экономики
- 2.1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике
- 2.2. Типы предприятий
- 2.3. Структура предприятия
- 2.4. Организация производственного процесса на предприятии
- 2.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия
- Модуль 3. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
- 3.1. Сущность и эволюция предпринимательства
- 3.2. Виды и формы предпринимательства
- 3.3. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации
- 3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны
- Модуль 4. Основной капитал предприятия
- 4.1. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии
- 4.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
- 4.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- Модуль 5. Оборотный капитал предприятия
- 5.1. Понятие, классификация и структура оборотных средств
- 5.2. Нормирование оборотных средств
- 5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости
- Модуль 6. Трудовые ресурсы предприятия
- 6.1. Рынок труда
- 6.2. Состав и структура персонала предприятия
- 6.3. Управление персоналом предприятия
- 6.4. Организация и нормирование труда
- 6.5. Оплата труда персонала
- Модуль 7. Стратегия развития предприятия
- 7.1. Сущность стратегии предприятия
- 7.2. Экономические и функциональные стратегии
- 7.3. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия
- 7.4. Ценовая политика на различных рынках
- Модуль 8. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 8.1. Понятие и показатели качества продукции
- 8.2. Стандарты и системы качества
- 8.3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы
- Модуль 9. Планирование деятельности на предприятии
- 9.1. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов
- 9.2. Производственная программа и мощность
- 9.3. Подготовка нового производства
- 9.4. Бизнес-план предприятия
- Модуль 10. Издержки производства и себестоимость продукции
- 10.1. Сущность и классификация издержек
- 10.2. Смета и калькуляция затрат
- 10.3. Теория оптимального объема выпуска продукции. Определение предельных издержек производства
- 10.4. Направления снижения издержек производства
- Модуль 11. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
- 11.1. Прибыль предприятия: сущность и виды
- 11.2. Рентабельность предприятия и ее виды
- 11.3. Финансовое состояние предприятия
- Модуль 12. Виды деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
- 12.1. Инвестиционная и инновационная политика предприятия
- 12.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 12.3. Природоохранная деятельность предприятия
- Библиографический список