7. Эластичность спроса и предложения.
Спрос и предложения любого товара зависят от цены и реагируют на их изменение. Однако степень зависимость спроса и предложения от цены у разных товаров неодинакова. Например, если вырастет или уменьшится цена на соль, то покупатели почти не изменят свое поведение в отношении соли, будут покупать ее примерно в том же количестве. Но если изменится цена на другие продукты питания или одежду, то покупатели при прочих равных условиях станут покупать больше или меньше этих товаров, то есть активно прореагируют на изменении цены. Это явно видно при проведении различных акций и распродаж в супермаркетах и других магазинах.
Степень зависимости спроса от цены называется эластичностью спроса по цене (существует также эластичность спроса по доходу). Она выражается с помощью коэффициента эластичности:
Э= % изменения спроса : % изменения цены
Если данный коэффициент больше 1, то спрос называется эластичным. Он означает, что покупатели активно реагируют на изменение цены - спрос увеличивается сильнее, чем снижается цена. В этом случае продавцам выгодно снижать цену для увеличения объема продаж.
Если коэффициент эластичности меньше 1, то спрос называется неэластичным. Это значит, что покупатели слабо реагируют на изменение цены. В этом случае для увеличения объема продаж продавцам следует использовать неценовые факторы, такие как реклама.
Существует также спрос с единичной эластичностью (коэффициент эластичности = 1), абсолютно неэластичный спрос (коэффициент эластичности = 0) и абсолютно эластичный спрос (коэффициент эластичности = бесконечности).
Эластичность спроса зависит от наличия товаров-заменителей и цен на них, от вида товара (товар первой необходимости или нет), а также от доли затрат на покупку данного товара в общем бюджете семьи или предприятия.
Так же рассматривается эластичность предложения. Главным фактором, от которого она зависит, является мобильность производственных ресурсов, сложность и стоимость технологии производства. Например, если под влиянием роста спроса вырастет цена на пирожки, то можно быстро наладить их дополнительный выпуск, это не потребует больших затрат времени, денег и какой-либо сложной технологии. Но производство океанских лайнеров с такой же быстротой увеличить невозможно.
- Тема 1. Предмет и методология экономической теории.
- 1. Экономика как сфера хозяйственной жизни.
- 2. Виды экономических субъектов (микро, мезо, макро и мировой уровни экономики).
- 3. Проблема выбора как центральная проблема экономики.
- 4. Предмет экономики как науки.
- 5. Потребности как результат и как стимул развития производства.
- 6. Производственные ресурсы. Факторы производства.
- 7. Виды экономических систем (этапы развития экономики)
- 8. Этапы развития экономической науки
- Тема 2. Формы общественного хозяйства.
- 1. Натуральное хозяйство и товарное производство
- 2. Простое и капиталистическое товарное производство.
- 3. Товар и его свойства
- 4. Возникновение и сущность денег.
- 5. Функции денег.
- 6. Виды денег. Денежная масса. Денежная система.
- V – скорость обращения денежной единицы (количество сделок купли-продажи, в которых участвовала денежная единица в течение года)
- 7. Превращение денег в капитал
- Тема 3. Собственность в системе экономических отношений.
- 1. Понятие собственности.
- 2. Частная собственность и ее формы
- 3. Государственная собственность.
- Тема 4. Рынок и механизм его функционирования.
- 1. Понятие, структура и признаки рынка.
- 2. Виды рынка.
- 3.Функции рынка.
- 4. Закон спроса.
- 5. Предложение.
- 6. Рыночное равновесие, его нарушение (дефицит, избыток) и восстановление. Равновесная цена.
- 7. Эластичность спроса и предложения.
- 8. Конкуренция, ее виды и роль в экономике.
- Тема 5. Предпринимательство в системе рыночных отношений. Монополии
- 1. Предпринимательство: сущность и виды.
- 2. Предпринимательский риск.
- 3. Менеджмент: сущность и функции.
- 4.Монополия.
- 5. Формы монополистических объединений.
- 6. Виды монополий. Роль монополий в экономике. Антимонопольная политика государства.
- 7. Олигополия.Корпоративное и не корпоративное поведение участников олигополии.
- 8. Монополистическая конкуренция.
- Тема 6. Капитал и прибыль фирмы в рыночной экономике
- 1. Основной и оборотный капитал.
- 2. Издержки, их классификация.
- 3. Прибыль.
- 2.Рынок труда.
- 3.Заработная плата: сущность, виды
- Тема 8. Национальная экономика и измерение результатов ее деятельности. Макроэкономическое равновесие.
- Основные макроэкономические показатели.
- 2.Экономический рост
- 3. Макроэкономический кругооборот. Макроэкономическое равновесие.
- Тема 9. Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция.
- 1. Циклический характер развития экономики.
- 2. Безработица.
- 3. Инфляция: причины, виды, последствия
- Тема 10. Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага, общественный выбор и благосостояние
- 1. Преимущества и недостатки рынка. Необходимость вмешательства государства в экономику
- 2. Методы государственного регулирования экономики
- Тема 11. Финансовая и кредитно-денежная система государства. Банковская система.
- Финансовая система страны. Государственный бюджет.
- Налоги, их виды и функции. Кривая Лаффера.
- Бюджетно-налоговая политика государства.
- Кредитно-банковская система государства.
- 5. Денежно-кредитная политика государства.
- Тема 12. Социальная политика государства и основные пути реформирования социальных программ.
- 1. Социальная политика, ее основные цели.
- 2. Политика социального выравнивания.
- 3. Государственное регулирование рынка труда.
- Социальная защита населения