logo search
ekonomika_shpory

20.Сущность, виды и причины инфляции. Антиинфляционная политика.

Инфляция — это процесс обесценивания денег вслед­ствие нарушения законов денежного обращения, количе­ственно выражающийся в росте цен.

Выделяют три ос­новные причины инфляции:

-государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, рост непроизводительных государственных расходов и т.п.;

-монополия профсоюзов на рынке труда, задающая раз­меры оплаты труда и продолжительность рабочего времени при заключении коллективных договоров;

-монополия крупных фирм на определение цен и соб­ственных издержек.

В целом инфляции присущи следующие черты:

-переполнение каналов денежного обращения бумажны­ми знаками и их обесценивание;

-повышение товарных цен;

-падение реальных доходов и снижение уровня жизни для большинства групп населения.

Принято выделять следующие виды инфляции:

1.Инфляция спроса выражается в избыточном спросе со стороны денег над реальным объемом производства товаров и услуг.

2.Инфляция предложения обусловлена ростом издержек на создаваемые товары. Цены растут из-за роста затрат произ­водителей и приходят в состояние неравновесия по сравне­нию с обращением денег.

3.Структурная инфляция предполагает перемещение спро­са, сопровождающегося ростом цен на продукцию, к которой потребители предъявляют повышенный интерес, в то время как цены на другую продукцию (спрос на которую падает) не снижаются вообще либо снижается незначительно.

4.Инфляция прибылей проявляется в получении сверхпри­былей, в том числе за счет монополизации рынка, что ведет к росту цен, не компенсируемому потребителям улучшени­ем качества продукции.

5.Инфляцию налогов может вызвать государство, повыша­ющее налоги с целью покрытия возрастающих расходов на оборону, управление, социальные программы. Высокие нало­говые ставки увеличивают издержки производства непосред­ственно, а также косвенно — через рост заработной платы.

По темпам инфляция бывает трех видов:

-умеренной (цены растут умеренно до 10 % в год);

-галопирующей (цены растут до 100 % в год);

-гиперинфляцией, когда количество денег в обращении и цены растут астрономически

С целью элиминирования негативного воздействия инфляции на экономику, государство должно осуществлять антиинфляционную политику, которая основана на реализации двух принципов: адаптации и активного сдерживания.

Комплекс адаптационных государственных мер включает индексирование доходов, контроль за ростом цен, заработной платой и др. Адаптационная политика имеет свои издержки, поскольку средства на компенсационные меры изымаются из госбюджета, т.е. в конечном счете, через налоги из дохо­дов населения и производителей.

Стратегия сдерживания инфляции предусматривает все­мерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны увеличить количество и качество товаров, снизить себестоимость продукции; проведение долгосрочной денежной политики, введение жестких лимитов на прирост денежной массы; сокращение бюджетного дефицита посредством уве­личения доходов и уменьшения расходов государства; умень­шение числа занятых, увеличение безработицы; разработку и внедрение государственной политики доходов и др.

Дефляция — это изъятие из обращения час­ти избыточной массы бумажных денег, выпущенной в период инфляции. Она осуществляется путем увеличения налогов, повышения учетной ставки и обязательных резер­вов коммерческих банков в Центральном банке, продажи го­сударственных ценных бумаг на "открытом рынке", сокра­щения бюджетных расходов государства и т.д.