logo search
Экономическая_теория маленькая

Эффекты масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.

Уменьшающийся эффект масштаба означает, что объем продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты ресурсов. ATCL растут. Изменение масштаба производства вызывает изменение объема производства. Реакцию объема производства на изменение масштаба производства называют эффектом масштаба.

Положительный эффект масштаба производства имеет место, когда объем производства растет быстрее, чем изменяется масштаб производства. На графике положительный эффект масштаба отражает отрезок кривой, на которой кривая LAC снижается при увеличении объема выпуска. Положительный эффект масштаба производства обусловлен тем, что крупные предприятия имеют ряд преимуществ, которые способствуют снижению издержек. Они обладают большими возможностями для специализации труда рабочих и управленческого персонала, эффективнее могут использовать капитал. Если положительный эффект масштаба производства является продолжительным (кривая LAC имеет полого снижающийся наклон), то в данной отрасли, чем крупнее предприятие, тем больше у него возможности снизить издержки на единицу продукции. Такая ситуация имеет место в отраслях тяжелой промышленности.

Постоянный эффект масштаба производства означает пропорциональное изменение объема выпуска объему ресурсов. Данная ситуация может иметь место в отрасли, производящей потребительские блага.

При отрицательном эффекте масштаба производства объем производства растет медленнее, чем объем используемых ресурсов. Предприятия с отрицательным эффектом масштаба характерны для сферы бытового обслуживания.

Эффект масштаба имеет важное значение при выборе оптимального размера предприятия. В пределах положительного эффекта масштаба фирма может с выгодой для себя наращивать объем производства. Отрицательный эффект говорит о чрезмерных размерах фирмы. В пределах постоянного эффекта масштаба фирма может быть одинаково эффективной при различных размерах производства.