logo search
шпоргалка / шпора (18)

5. Особенности и основные инструменты современной внешнеторговой политики стран Запада.

1. Понятие ВЭП. Это деятельность гос-ва, направленная на развитие и урегулирование э. отн-ий с др. ст-ми. Система мероприятий, направленных на достижение э-ой страны определенных преимуществ на внешнем рынке и защиту вн. р-ка от конкуренции ин-ых товаров. Это составная часть общей внешней политики страны. Задача- содействие созданию благоприятных условий для защиты нац-ого благост-ия ст-ны. На ее фдрмирование влияют процессы: интернализации, рост ТНК- следовательно расширяются связи и растет взаимозависимость м/д странами. Эти пр-сы ведут к либерализации торговли. обострятся конкуренция м/д ст-ми, дестабилизация валютных курсов, увеличение задолженности группы ст-ан. Следовательно рост протекционизма. Т. . это 2 противоречивы тенденции: либерализация и пр-изм. В прошлом в основном проводили пол-ку пр-зма, когда нужно было защитить э-ку страны. Т.е. исходим о том, насколько крпки позиции ст-ны, п-ии е товаров, отвчая на вопрос какую пол-ку проводит страна. В результате интееграции появился коллктивный прот-изм, т. е. созданиее группировок( т. е. либ-ия внутри них и защита попадания др-их ст-ан внутрь группировок). В формировонии ВЭП такж принимает участие гос-во, торговы палаты и т.п., т. ее. ВЭС- результат компромисса. В мир-ом масштаб этим занимается ГАТТ, МВФ, ОЭРС. Последнее вреемя акцент в реегулировании МЭО перемещается на средства формирования внутренних процессов, т. е. на область пр-ва внутри стр-ны.

2. Институты ВЭП. Средства контролирующие, стимулирующие. В эк. кризисы гос-во прибегает к прямым ср-ам ВЭС( колличественные и валютные ср-ва). В период стабильности-налоговые, ср-ва стимулирования э-та и т. п.

Основные ср-ва: ср-ва ограничения имп. и форсирования э-та. С. о. и. делятся на: тарифные и нетарифные. Тар-ые:

1. Таможенная пошлина-налог, уплачиваемый при имп. товаров. Он оплачивается потреебителями. Старейший инст-т. Первоночально его задачей была фискальная-источник дохода гос-ва. в дальнейшем другая функция- ащита опр. секторов пром-ти от кон-ии более дешевой имрп. пр-ии. В наст. время его доля в ПРС в доходной части бюджета 10-20% В РС его доля выше. 3-я функция- используется для улучшений условий доступа нац-ых товаров на рынках др. стран путем давления на конкурентов( преимущества на переговорах). Виды таможенных пошлин:1. по способу взимания:

1. специфические. Фиксированные на единицу им-ого т-ра( напр. 3$ за баррель нефти). Зависят от кол-ва. объема. 2. стоимостные. Адвалерные, как часть ст-ти ввозимых товаров( 25% пошлины на ввозимые в США грузовики).3. смешанные. Одновременно и 1 и 2. Наидольшее рспространение 2.

2. По объекту обложения:

1. импортные( с импортируемых);2. экспортные( при вывозе; с целью ум-ия эксп. опред. тов-ов; 3. транзитные. за провлз по территори ст-ны( в фискальных целях). 2 и 3 редко.

3. Деление пошлин в зав-ти от ст-ны происхождения:1. максимальные (генеральные). Обычные.2. минимальные(для товаров и стран, кот-ые требуются режимом наибольшего благоприятствования.3. приференциальные. Льготные для товаров из развивающихся ст-ан. Меньше, чем минимальные или даже равны 0.

Антидемпинговые. Для борьбы с демпингом. Очень высоки. Карательные- в 3-5 раз больше генеральных. Из стран, к-ые применяют дискреционный режим по отношению к товарам данных стран. Компенсационные- для нейтрализации э-их субсидий.( не могут превышать размера субсидии).

Таможенный тариф-системный перечень таможенных пошлин, к-ым облагаются товары при э-те и и-те. Он бывает:1. простой. для каждого т-ра 1-на ставка пошлины для всеех товаров из всех стран.2. сложный- для каждого т-ра несколько ставок пошлин для различных стран. Для т. т. характерна их эскалация, т. е. рост стаквок по мере степени обработки товара. Готовые изделия- наиболее высокие пошлины, следовательно, нарушается процесс обработко товара. Эффективная ставка пошлины: если вычесть из стоимости товара стоимость ввезенного беспошлинно сырья и отнести ставку таможенной пошлины к этой разнице, то степень защиты рынка будет гораздо выше. ( Пошлину делим на эту разницу= эта ставка). По подсчетам Мирового Банка (90г) отмена пошлин на переработки позволила бы странам перерабатыцвать на 80% больше кофе, 52% какао, 76% шерсти. Пазрешающая оговорка- возможность для страны ввести дополнительное ограничение имп.( если может быть внесен ущерб нац-ому пр-ву). Порой бывает хитрой уловкой( наши автомобили). Страны включают ее в соглашение( обычно ГАТТ). Т. тарифы основаны на товарных классификациях. Основное число товарных тарифов 2-3 тысячи. Расширение ВЭС привело к унификации тарифов разных стран. В 50г.-конвенция о классиф. разл. товров( Это БТН). Несмотря на унификацию было более мелкое разбиение. И была создана Гармоничная Система Описания и Кодирования Товаров. После войны там-ые пошлины снижались. В н. в. средний уровень там. пошлинПРС=4.9%. В России-14%. После выполнения условий уругвайского раунда их уровень составит 3%.

2. Нетарифные ограничения- институты ВЭП, препятствующие имп. и эксп. товаров. НТО -средства нового протекционизма. Их роль возрастает. Они все, что не тарифы. Усиление конкуренции новых индустриальных стран причина их развития. НТО носят завуалированный характер( тоже причина их распространения). В 80-е гг. -рост их использования, их применяли для развив. стран. С 81 по 86гг. доля НТО в имп. ПРС из РС выросла с 12 до 17%, а из РС с 18 до 23. В 86г. 61% эксп. текстиля из РС подвергался НТО, тогда как для ПРС-21%. 80% НТО приходится на промышленную продукцию( особенно в отношении транспортных средств-15%, хим. изделий-10%, маш. и об.( кроме електрооборудования)- 7%, эл-ие-6%). По данным секретариата ГАТТ 1/3 приходилась на коллегиаль ные огреничения, на внутренние налоги-20%, на систему гос. закупок-11%, на субсидии нац. фирмам-9%). Ограничения бывают прямые и косвенные. Все ограничения делятся на 5 групп:!. Участие гос-ва во вн. торговых мероприятиях;2. таможенные и адмистративные формальности;3. промышленные стандарты и экологические требования, связанные с здравоохранением, промышленностью и технткобезопасностью;4. кколличественные и валютные ограничения экс-та и импорта. 5. ограничения, заложенные в механтзме платежей.

1. К ним относятся субсидирование пр-ва и э-та товаров. Кодекс определяет разницу м/д эксп. субсидиями и внутр. субсидиями. Обязались не применяти субсидии, кроме с/х и лесного и РС. Приосуществлентт гос. заказов поставщикам должен предоставлятся нац-ый режим. Воспрещается дискриминация м/д поставщиками различных стран.

2. Сюда относятся антидемпинговы пошлины, методы оценки ст-ти товраов, товаро-сопроводительные документы, ставки налога на д. ст-ть. От того как на границе определена цена товара будет зависеть и пошлина( на базе фоб, сиф и т. п.). Привело к необходимости унификации ( в ходе токайского раунда). Кодекс таможенной стоимости в 81г.- основа- цена сделки( реально уплаченная импортером за товар). Если ее невозможно определить, то либо как цена индентичного товара, либо аналогичного товара, продажная цена за единицу товара, ввезенного в это время. В нем запрещено использование внутренней цены. Страна происхождения- произведен или существенно переработан в большинстве ПРС).

3. К упаковке и маркировке и то, что написано выше, т. е. а пункте3. Теоретически они должны существовать. Наидолее распоространенные стандарты и требования безопасности. Их число очень велико( в США - 20 тыс.) Препятствия. Бюрократия. Требование, чтобы автомобильные фары были на определенном растоянии друг от друкга. Где-то есть резон, а где-то прямое препятствие. Кривизна на бананы( Ввела ЕС). Япания ввела запрет на импорт иностранных лыж из-за отличия японского снега. Унификация этих требований. Кодекс по стандартам. Главная идея кодекса- к имп. товарам должны применяться те же стандарты и требования, что и к нац-ым товарам.

4. Колличественные ограничения- пряиые ограничения( определенное кол-во имп-ых и э-ых товаров. Раньше имели наибольшее распространение. Их 2 вида: 1. контегентирование. Ограничение определенным кол-ом, объемом или суммой в течение опр. времени( т. е. устанавливаются квоты). 2. лицензирование. Запрещение свободного ввоза или вывоза( только по спец. лицензиям). Цели колличественных ограничений: прямая щащита нац. пр-ей; увеличение цен товаров за счет уменьшения их предложения, (следовательно, увелечение прибылей нац-ых пр-лей), Рычаг эк. давления (уступки на переговорах). Согласно ГАТТ применение квот запрещено (за искл. с/х) Но лазейка есть. Квоты США и ЕС на имп. японских автомобилей. Получили распространение добровольные експ. ограничения- квоты на товары, устанавливаемые експортером для импортера. (По просьбе импортера для избежания введения експортных квот). Пример: США- автомобили.

5. Ограничения, заложенные в механизме платежей: -импорт. депозиты- залог, к-ый импортер вносит в банк в качестве гарантии оплаты; -налоги и налог. льготы( освобождают предпринимателя от уплаты части налогов); -механизм валютных курсов.

Средства форсирования экспорта. Эта 1-на из форм нетарифных ограничений. Возрастает роль ср. ф-ия э-та. В связи с обострением конкуренции( т. е. структурные сдвиги) и НТР( повышение сложности товаров, следовательно, необходимо финансировать самим гос-ом). Особенности политики ф-ия э-та:1. эти средства становятся 1-им из главных ср-в торговой политики; 2.расширяются масштабы оказания гос. помощи и увеличивается набор используемых средств; 3.перенос центра тяжести с оказания помощи отдельным отраслям на создание преимуществ для монополий: 4.диверсификация средств( расширение средств увеличения э-та и центр тяжести переносится на пр-во(

НИОКР и т. п.).

1. Эксп-ые субсидии- выплаты компаниям или лицам, осуществляющим их вывоз за границу, следовательно, значительно понижается цена на мировом рынке. Пример- единый с/х тариф по ЕС, США, Яп., Фр и т. п. субсидируют экспорт судов и самолетов. Т. к. трудно разгркничить, то пулучается, что субсидируют и пр-во этой продукции.Страны-импортеры принимают антидемпинговые меры( В88г. ЕС ввел антид-ые пошлины на Японские принтеры и ксероксы).

2. Субсидированные экс-ые кредиты- аналогичны 1, но принимают формы ссудного займа. Есть спец. банки, фин. организации, кредитующие товары, требующие длительного финансирования.

3. Помощь развивающимся странам- средства, предоставленные на более льготных условиях, чем экспортные кредиты. Эти РС должны покупать товары в тех странах, где получили кредиты- связанная помощь.

4. страхование экспорта- предоставление гос. гарнтий на эксп. кредиты. Средство защиты от риска. Его роль растет и охватывает полит. риски.

5. налоговые льготы- освобождение експорта от уплаты части налога. Наиболее завуалированная форма. Включает возврат пошлин, освобождение от уплаты налога за материалы, используемых в товарах, отсрочку в уплате нологов.

6. товарный и валютный демпинг. Т-ый- продажа товаров по ценам ниже цен праизводства( только когда гос-во компенсирует убытки експортерам). В-ый- снижение курса валюты по сравнению с валютой других стран( следовательно, получение дополнительной прибыли за счет выгодного обмена устойчивой иностранной валюты на свою).