1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.
В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.
Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.
Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.
Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.
"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".
Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.
В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.
Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.
- Экономическая теория
- 1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
- 2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
- 3. Предмет экономической теории
- 4. Метод экономической теории
- 5. Современные направления и школы экономической теории
- 1. Общая характеристика хозяйственной деятельности
- 2. Общественное производство и его роль в жизни общества
- 4. Общественный продукт, его состав и стадии движения
- 1. Основные формы ведения общественного хозяйства
- 2. Товарное производство - исходный пункт возникновения капитализма и основная форма современной экономической жизни
- 3. Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики
- 4. Закон стоимости - экономический закон товарного хозяйства
- 1. Сущность собственности как экономической категории
- 3. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 5. Государственное предпринимательство.
- 1. Товар и его свойства
- 2. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости
- 3. Деньги, их сущность и основные функции
- 4. Инфляция: сущность, причины, последствия
- 1. Сущность и функции рынка
- 2. Рыночный механизм и его элементы
- 4. Предложение товара и его кривая
- 5. Предложение и спрос: рыночное равновесие
- 1. Рынок и государство
- 2. Экономические функции правительства
- 3. Предпринимательская деятельность государства
- 1. Основные факторы производства
- 2. Человек - главный фактор и цель общественного производства
- 3. Факторные доходы и их функциональное распределение
- 4. Формирование цен на факторы производства
- 1. Определение капитала в марксистской и современной экономической литературе
- 2. Экономическая природа прибыли
- 3. Кругооборот и оборот капитала
- 4. Производство прибавочного продукта - основа экономического и социального прогресса общества
- 1. Механизм функционирования рынка труда
- 2. Инвестиции как источник спроса на труд
- 3. Заработная плата как плата за труд
- 4. Основные формы и современные системы оплаты труда
- 1. Издержки производства и прибыль
- 2. Ценообразование на промышленную продукцию и услуги
- 3. Образование средней нормы прибыли. Цена производства
- 1. Торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала
- 2. Издержки обращения
- 3. Источники торговой прибыли
- 1. Источники образования и специфика движения ссудного капитала
- 2. Кредит и его формы
- 3. Типы банков и их роль в национальной экономике
- 1. Особенности воспроизводства и экономических отношений в сельском хозяйстве
- 2. Рента и арендная плата
- 3. Виды земельной ренты
- 4. Цена земли
- 1. Национальная экономика: цели и результаты
- 2. Сущность и функции финансов
- 4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства
- 1. Экономический рост и его движущие силы
- 3. Эффективность производства
- 1. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 2. Слагаемые доходов населения
- 3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
- 4. Экономический рост и экономически отсталые страны
- 1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
- 2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование