4. Предложение товара и его кривая
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного времени. Проще говоря, под предложением товара экономисты понимают чье-либо желание продать товар, а под объемом предложения - то максимальное количество товара, которое отдельный продавец желал бы продать в единицу времени при данных условиях.
Продавцы всегда находятся в противоречивости. С одной стороны, стремятся продать товар по более высокой цене, с другой - увеличить объем продаж. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. С точки зрения потребителя, высокая цена выступает как сдерживающий фактор: чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель будет покупать. Для поставщика цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.
Можно пойти чуть дальше и сделать предположение о том, что производитель, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке будет всякий раз выбирать такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. Выпуск дополнительной единицы продукции при данном значении цены товара вызывает увеличение общей выручки на некоторую величину, которая называется предельной величиной, и одновременно увеличение общих издержек на величину, которую называют предельными издержками.
Если выпуск дополнительной единицы продукции прибавляет к общей выручке величину большую, чем величина, добавляющаяся за счет выпуска этой единицы продукции к общим издержкам (то есть предельная выручка больше предельных издержек), то прибыль производителя увеличивается. В противном случае, когда предельная выручка меньше предельных издержек, прибыль уменьшается. Наибольшую прибыль производителю обеспечит такой объем выпуска, при котором предельные издержки будут равны предельной выручке, то есть цене товара.
Для ясности обратимся к простому примеру. Многие фермеры комплектуют стадо коров с таким расчетом, чтобы надой молока от каждой буренки в год был максимально приближен к 6 тыс.кг. Меньшая величина говорит о недостаточной продуктивности животного, что ведет к росту затрат на каждый литр молока. За пределами 6 тыс. возрастает себестоимость каждого последующего литра в результате меньшей прибавки молока на единицу корма и затрат в целом. Это явление экономисты называют предельной производительностью факторов производства. Убывание предельной производительности означает не что иное, как возрастание предельных издержек. Закон убывающей производительности гласит: если один из факторов производства является переменным, а другие - постоянными, то начиная с некоторого момента предельная производительность каждой следующей единицы переменного фактора уменьшается. Закон убывающей производительности объясняет поведение производителя, максимизирующего прибыль и определяющий характер зависимости предложения от цены.
Кривая предложения любого товара основывается на издержках производства. Они зависят от цены на ресурсы, технологии производства, величины налогов, цен на другие товары, числа продавцов на рынке. Изменение любого из компонентов издержек приведет к смещению предложения продукта либо вправо, либо влево.
Цены на ресурсы. Повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение. В нашей экономике непрерывное повышение цен на энергоносители затронуло все отрасли хозяйства и сделало производство многих видов продукции невыгодным. Высокие цены на готовую продукцию резко уменьшили спрос на нее, в результате чего производство продолжает сокращаться. Снижение ресурсных цен снижает издержки производства и увеличивает предложение.
Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие и внедрение новых знаний позволяет производить продукцию с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на них снижаются издержки производства и увеличивается предложение. В настоящее время при передаче электрической энергии по проводам потери составляют около 30 процентов. Недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи ее почти или вовсе без потерь. Переход к ресурсосберегающим технологиям стал центральной проблемой фирм, отраслей, государств.
Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Объем предложения данного товара зависит от цен всех других товаров. Товары могут находиться между собой в отношении взаимодополняемости и взаимозаменяемости как в производстве, так и в потреблении. Снижение цены на один товар может побудить производителя производить и предлагать к продаже больше другого товара по каждой из возможных цен.
Налоги. Предприятия рассматривают налоги как издержки производства. Поэтому увеличение налогов на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает тем самым правила поведения экономических агентов. Налоговая политика должна разрабатываться не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказания того или иного влияния на производство товаров.
Число продавцов. При данном объеме производства каждого предприятия чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо.
Ожидания. Ожидания изменений цен продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время: попридержать его или выбросить как можно больше. Это известно каждому нашему человеку.
- Экономическая теория
- 1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
- 2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
- 3. Предмет экономической теории
- 4. Метод экономической теории
- 5. Современные направления и школы экономической теории
- 1. Общая характеристика хозяйственной деятельности
- 2. Общественное производство и его роль в жизни общества
- 4. Общественный продукт, его состав и стадии движения
- 1. Основные формы ведения общественного хозяйства
- 2. Товарное производство - исходный пункт возникновения капитализма и основная форма современной экономической жизни
- 3. Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики
- 4. Закон стоимости - экономический закон товарного хозяйства
- 1. Сущность собственности как экономической категории
- 3. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
- 5. Государственное предпринимательство.
- 1. Товар и его свойства
- 2. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости
- 3. Деньги, их сущность и основные функции
- 4. Инфляция: сущность, причины, последствия
- 1. Сущность и функции рынка
- 2. Рыночный механизм и его элементы
- 4. Предложение товара и его кривая
- 5. Предложение и спрос: рыночное равновесие
- 1. Рынок и государство
- 2. Экономические функции правительства
- 3. Предпринимательская деятельность государства
- 1. Основные факторы производства
- 2. Человек - главный фактор и цель общественного производства
- 3. Факторные доходы и их функциональное распределение
- 4. Формирование цен на факторы производства
- 1. Определение капитала в марксистской и современной экономической литературе
- 2. Экономическая природа прибыли
- 3. Кругооборот и оборот капитала
- 4. Производство прибавочного продукта - основа экономического и социального прогресса общества
- 1. Механизм функционирования рынка труда
- 2. Инвестиции как источник спроса на труд
- 3. Заработная плата как плата за труд
- 4. Основные формы и современные системы оплаты труда
- 1. Издержки производства и прибыль
- 2. Ценообразование на промышленную продукцию и услуги
- 3. Образование средней нормы прибыли. Цена производства
- 1. Торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала
- 2. Издержки обращения
- 3. Источники торговой прибыли
- 1. Источники образования и специфика движения ссудного капитала
- 2. Кредит и его формы
- 3. Типы банков и их роль в национальной экономике
- 1. Особенности воспроизводства и экономических отношений в сельском хозяйстве
- 2. Рента и арендная плата
- 3. Виды земельной ренты
- 4. Цена земли
- 1. Национальная экономика: цели и результаты
- 2. Сущность и функции финансов
- 4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства
- 1. Экономический рост и его движущие силы
- 3. Эффективность производства
- 1. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 2. Слагаемые доходов населения
- 3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
- 4. Экономический рост и экономически отсталые страны
- 1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
- 2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование