§ 1. Человек и фортуна
Проблема предопределения и связанный с ней вопрос о детерминированности поведения человека — одна из центральных в христианской теологии; ее решение направляет всю систему католической этики и, в частности, понимание свободы воли человека, его способности к самостоятельным действиям и ответственности за них. Вопрос о соотношении свободы воли человека и свободы его действий с божественным предопределением вызывал острые споры среди средневековых богословов и схоластов. Складывавшееся гуманистическое мировоззрение, исторически тесно связанное со средневековым образом мышления, исходило нередко из традиционной постановки этических задач, но придавало им античное обличье и вкладывало в их решение подчас принципиально иной смысл.
Учение о человеке и его месте во Вселенной, о специфике его индивидуального и социального бытия Альберти развивает на базе античной философии. Он не использует понятий, принятых в схоластике, но по существу рассматривает проблему детерминированности человеческой воли и действий, когда говорит о природе, естественных закономерностях, фатуме, Фортуне. Отправным моментом здесь, очевидно, выступает античная традиция, культивировавшая представление о Фортуне как детерминированности человеческого бытия. Сама жизнь города ренессансной эпохи с ее бурным разворо-
==154
том политических событий и противоречий экономического развития придавала этой проблеме остроту и актуальность. Тема Судьбы часто возникает и в купеческих записках, и на страницах гуманистических сочинений.
В трактате «О семье» Альберти пытается ответить на вопрос: «Действительно ли судьба столь могущественна, даровано ли ей это высшее право своим непостоянством разрушать выдающиеся семьи?» ' Решение этой проблемы Альберти строит на философской основе. «Природа, т. е. бог,—пишет он,—создала человека частью небесным и божественным, частью же самым прекрасным и благородным среди всех смертных, снабдив его обликом и членами, весьма пригодными ко всякого рода движению, а также к тому, чтобы ощущать и избегать всего вредного; она наделила его способностью к рассуждению, чтобы исследовать и принимать необходимое и полезное; она одарила его движением и чувством, желанием и стремлением, дабы с их помощью он ясно чувствовал и лучше понимал полезное и избегал вредного; она дала ему ум, понятливость, память и разум—свойства божественные и самые подходящие для того, чтобы исследовать, различать и понимать, чего следует избегать и к чему стремиться, дабы лучше сохранить самого себя»2.
Итак, особое положение человека в мире определено его причастностью к земному и небесному. Эта двойственность — отличительное и в то же время совершенное свойство его природы. Совершенство же заключено в активных способностях человека двигаться, чувствовать, желать с целью наилучшего приспособления к внешнему миру и самосохранения. Разумная ориентация, способность отличать плохое от хорошего, вредное от полезного — результат деятельности его разума. Разумное начало, в наибольшей мере составляющее специфику природы человека, позволяет ему осмысливать свое существование во внешнем мире и наилучшим образом приспосабливаться и использовать его.
Альберти видит в человеке гармоническое начало, выступающее в единстве разнообразных форм его дея-
' L. В. Albert i. Opère volgari, v. I, I libri della famiglia, Cena familiaris. Villa, a cura di C. Grayson. Bari, 1960, p. 4 (далее — Al·. berti, v. I).
i, v. I). 2 Alb |
- Гуманистическая концепция леона баттиста альберти
- § 1. Человек и фортуна
- 2 Albert I, V.L. Pp. 133-134.
- 3 Хотя такого рода пассаж Встречается в трактате «о семье», он не несет главной идейной нагрузки в рассуждениях Альберти о природе.
- 1 Alberti, V. 2, р. 61.
- 4 Ibid., p. 95.
- § 2. Гуманистическая трактовка разума и добродетели
- 2 См. Ibid., p. 136.
- 3 См. Ibid., pp. 146—147. « a 1 b e r t I, V. 2, p. 224. 5 I b I d.
- 6 См.: Аристотель. Этика. Пер. С греч. Э. Радлова, сПб. 1906, стр. 23-37. .
- § 3. Человек-творец
- § 4. Проблема богатства