3 См. Ibid., pp. 146—147. « a 1 b e r t I, V. 2, p. 224. 5 I b I d.
==178
всегда так, чтобы не принести никому вреда; — это и есть справедливость»1.
Умеренность призвана быть «уздой против чрезмерных страстей и желаний»2. «Важно быть способным соразмерять волю и сдерживать гнев, тогда мы сможем безразличнее относиться как к удовольствиям, так и к неприятностям»3. Близка это-му качеству сдержанность (patienzia), она «предупреждает ссоры и раздоры, укрощает дерзость своевольных, сковывает глупость»4.
В рамках virtu все перечисленные свойства человеческой натуры действуют в тесной взаимосвязи.
Если благоразумию и умеренности «противны превышение меры и необдуманность твоих слов и поступков», рассуждает Альберти в трактате «О спокойствии души», то «справедливость обвинит тебя в утрате твердости и правильного образа жизни ...мужество же выведет тебя из неразумного состояния одиночества»5. Добродетель укрепляет силы попавшего в беду человека, поднимает его и возвращает к полноценной жизни. От природы человек наделен и такими качествами, как щедрость (liberalità), гуманность (humanità), великодушие (magnanimità), скромность (modestià), 'сострадание (pietà), стыдливость (pudizitia).
Раскрывая понятие «добродетель», Альберти следует античной традиции, особенно «Никомаховой этике», и не включает в их число так называемые теологические добродетели (веру, надежду, любовь), основные в моральной догме католицизма. На первом плане у Альберти способности разума (так называемые дианоэтические добродетели Аристотеля)—ум, знание, мудрость и тесно связанное с ними благоразумие. В отличие от Ари стотеля Альберти больше подчеркивает естественный характер добродетели—она изначально присуща человеческой натуре (у Аристотеля речь идет лишь о потенции добродетели, которая реализуется в практической жизни)6, хотя существенное значение придается ее развитию как основы самосовершенствования человека.
' Albert i, v. 2, p. 247.
2 Albert i, v. I, p. 193.
3 Albert i, v. 2, p. 129.
4 A l b e r t i. Intercenali inédite..., p. 186. 8 Albert i, v. 2, p. 173.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Гуманистическая концепция леона баттиста альберти
- § 1. Человек и фортуна
- 2 Albert I, V.L. Pp. 133-134.
- 3 Хотя такого рода пассаж Встречается в трактате «о семье», он не несет главной идейной нагрузки в рассуждениях Альберти о природе.
- 1 Alberti, V. 2, р. 61.
- 4 Ibid., p. 95.
- § 2. Гуманистическая трактовка разума и добродетели
- 2 См. Ibid., p. 136.
- 3 См. Ibid., pp. 146—147. « a 1 b e r t I, V. 2, p. 224. 5 I b I d.
- 6 См.: Аристотель. Этика. Пер. С греч. Э. Радлова, сПб. 1906, стр. 23-37. .
- § 3. Человек-творец
- § 4. Проблема богатства