logo search
ekonomika_shpory

29.Финансовая система: сущность, структура, принципы построения. Государственный бюджет.

Финансы представлены денежными средствами и экономическими отношениями по их формированию, распределению и использова­нию в обществе.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

-общегосударственные финансы;

-территориальные финансы;

-финансы хозяйствующих субъектов;

-финансы граждан.

Финансовые отношения возникают:

-между государством и предприятиями при уплате на­логов в бюджетную систему и финансировании расходов;

-между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

-между предприятиями в процессе приобретения товар­но-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

-между отдельными звеньями бюджетной системы и т.д.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны, а финансы являются ин­струментом его распределения и перераспределения, а также средством контроля за формированием и использо­ванием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в следующих основных функциях:

-воспроизводственная — мобилизация и предоставление денежных средств (финансовых ресурсов) пользователям для обслуживания потребностей воспроизводства на принципах финансирования. Финансы превращают денежные потоки в целевые денежные средства;

-распределительная. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение национального дохода, ВВП. Денежные средства, необходимые для производства общественных благ, социального обеспечения и т.п., аккуму­лируются в специальные фонды;

-контролирующая. С помощью этой функции осуществляется контроль за доходами и расходами. Например, бюджет — это не только фонд денежных средств, но и финансовый документ, кото­рый должен быть исполнен. Финансы выступают как сред­ство контроля за эффективностью работы предприятий;

-регулирующая. Посредством финансов государство проводит мероприятия, направленные на развитие хозяйствующих субъектов, осуществление целенаправленной структурной политики, способствует внедре­нию новых технологий, решению социальных проблем и др.

Далее необходимо понять, что основным финансовым планом страны является государственный бюджет, который является годовым сводом доходов и расходов государства, требующий зако­нодательного утверждения.

ГБ – это осн.фин.план гос-ва, представляющий собой баланс доходов и расходов за опред.период (за год).

Материальная основа ГБ: финн.рес-сы, которые образуются в рез-те распределения и перераспределения нац. дохода.

Являясь главным фин.планом страны ГБ занимает доминирующее место в системе всех ориентированных планов.

Бюджетный дефицит и государственный долг. Их влияние на экономику.

Гл. звеном фин-вой сис-мы явл госбюджет — годовой фин план расходов гос-ва и источников их покрытия. Сбаланс-ный госбюджет предполаг соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по ср-твам. 1. реализация макроэк задач, 2. реализ социал ф-ции, 3. финансир фундамент исследов, 4. содержание гос-ного аппарата, 5. поддержан обороноспособн страны. Расходная часть гос бюджета предполаг обеспечение затрат гос-ва на соц. нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание гос-ного долга, затраты на дотации предприятиям гос.о сектора и развитие инфраструктурры. В завис от ориентации гос. регулир структура расх1-ой части м. меняться. В странах, ориентир на применение кейнсианских программ, больший удельный вес имеют затраты гос-ва на соц-ные и хоз-ные нужды. Гос-ва, правит-ва кот стабилизируют эк-ку на основе монетаристских методов, м. позволить себе экономию затрат по этим статьям бюджета. Доходная часть госбюджета формир в основ за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых Гос-вом от различной деят-ти, причем в рын эк-ке основ поступления в госбюджет — это подоходный налог с насел (до 80 %). Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. Причины бюджет дефицита м.б. различными. Он возможен, когда Гос-во расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налог. платежи поступают в меньших раз-рах по сравнению с надеждами правит-ва, то в стране образуется бюдж. дефицит и гос. долг. Покрытия дефицита с наимень потерями для эк-ки: 1. Сокращение расходов госбюджета. 2. Увеличение налогов бремени. Это приведет к уменьш инвестиций и потребления (снижает емкость рынка след снижает рост ВНП). 3. Превращение дефицита бюджета в гос-ный долг.а) обращ гос-ва за кредитом к нац. банка, б)превращения кредита во внешний долг при получении его иностранных гос-тв; в)выпуска гос. ц.бумаг — облигаций, к-ые представляют обязательства гос-ва выплатить сумму заимствований денег у насел с %-ами. . 4.Выплата гос-ного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасн путь погашения бюдж. дефицита, т.к ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджет дефицита гос-ва прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники.

Если доход часть превыш расход набюд – профицит.

Гос.бюджет – плановая система внутри рын. отн-ний, связанная с налоговыми поступлениями, формирующими гос.бюджет и его расходование на ряд направлений. Профицит - превышение доходной части бюджета над расходной.

Методы баланстрования: 1.Ежегодно балансируемый бюджет. Исп-ся как единств.метод вплоть до 30х гг. 20 в., но натолкнулся на усиление циклич.колебаний, а сл-но на кач.изменения агрегированных показателей и стал недостаточным. Ежегодно балансируемый бюджет будет сглаживать колебания только в рамках одного эк.цикла. Доходы д.б. = расходам.

2.Балансирование бюджета по циклу предполагает равенство доходов и расходов в рамках пром.цикла. Такое балансирование возможно за счет исп-ния гос-ми стабилизационных меропр., при кот. отдача от вложений в эк-ку произойдет за период не экономич., а пром.цикла.

4.Функциональные финансы. Этот метод исп-ся разными эк-ми с конца 20в. И предполагает, что главная цель – не сбалансированность бюджета, а эффект вложения ден.рес-в расходуемой части гос.бюджета. Эк.смысл данной концепции состоит в возможной конкурентоспособности НЭ. Концепция функц.финансы предполагает балансирование структуры и повышение эффективности нац.хоз-ва.

Госдолг – накопленная сумма бюджетных дефицитов, поэтому причины его сущ-ия теже самые. Бывает:

1- внутренним – задолженность гос-вом своим гражданам. Оценивается неоднозначно, т.к.:

а) наличие госдолга и управление им м/быть полезным эк-ке, т.к. бюджетный дефицит стимулирует ее развитие;

б) продажа гос-вом ценных бумаг, облегчает населению возможность инвестирования;

в) в расчете на одного чел-а госдолг невелик.

2- внешним – задолженность гражданам других стран. Связан с оттоком ценностей из страны, поэтому считается «абсолютным злом».

Недостатки госдолга:

выплата %-ов по госдолгу составляет значит-ую часть госбюджета;

наличие большого размера гос-долга обостряет проблему его сокращения, что ведет к инфляции;

госдолг косвенным образом ложится на будущее поколение;

ведет к сокращению чистого импорта.

Управление госдолгом:

эффективное исп-ие ср-в заимствования;

поиск ср-в для выплаты долга;

нейтрализация негативных последствий госдолга.

Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он м/быть вызван след. причинами: необходимос­тью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государ­ства, превышая его доходы.