logo search
Шпаргалки / Мировая экономика

24. Роль транснациональных компаний в мировой хозяйственной системе

Важной формой современных международных экономических отношений является деятельность транснациональных корпораций (ТНК). В конце 60-х—начале 70-х гг. ХХ века транснациональные корпорации начали активно создавать производственную, сбытовую, дилерскую и финансовую сеть на национальных рынках других стран. В результате они оказали существенное эволюционное воздействие на формирование международных экономических отношений, международные инвестиции, международные рынки капиталов, валютные операции, миграцию рабочей силы, передачу новейших технологий и т. д.

Планировать производство товаров и услуг в международном масштабе в рамках ТНК можно лишь с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на хозяйственную деятельность компаний. В число основных факторов входят:

– общие тенденции мирового экономического развития;

– развитие отдельных отраслевых и региональных рынков;

– социально-культурные условия на отдельных рынках или в отдельных группах стран;

– политико-правовые условия;

– природная среда.

В современных условиях крупнейшие ТНК строят свою деятельность на основе глобального маркетинга, который учитывает влияние всех вышеперечисленных факторов.

Руководствуясь глобальными интересами расширения производства, укрепления позиций на мировом рынке и увеличения прибыли, ТНК в зависимости от изменения хозяйственной обстановки, социально-политического климата в тех или иных странах и регионах постоянно маневрируют производственными и финансовыми средствами в масштабах всего мирового хозяйства, перебрасывают огромные массы капитала из одной страны в другую.

Свыше 30 % мировой торговли представляют собой внутрифирменные поставки ТНК, осуществляемые не по международным, а по внутрифирменным, трансфертным, ценам. Таким образом, ТНК, обеспечивая свои интересы, формируют деление рынков на закрытые и открытые сегменты. Эти процессы значительно изменяют условия международной деятельности компаний, деформируют рынок.