logo search
Лекции по МАКРОЭКОНОМИКЕ (КГУ)

1. Совокупный спрос и его кривая.

Совокупный спрос (АD) – это реальный объем национального производства, который потребители предприятий и государство готовы купить при различных уровнях цен.

АD представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.

АD = с + i + g + x,

где с – совокупный спрос домохозяйств;

i – спрос на капитальное оборудование;

g – спрос на товары и услуги со стороны государства;

х – чистый экспорт, т.е. разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Факторы, определяющие АD делятся на две группы:

1. Факторы, которые определяют спрос на отдельный товар – доход потребителей; вкусы потребителей; цены на товары-заменители;

2. Факторы, влияющие не на отдельный товар, а на национальный доход (НД) – если НД растет, то и АD растет. НД в свою очередь зависит от предложения денег, находящихся в обороте (М) и скорости оборота денег (v). Эти же факторы влияют на совокупный спрос:

АD = f (М, v)

В соответствии с количественной теорией денег, которая подключает к анализу уровень цен (р), совокупный спрос определяется:

АD = (М * v) / р

Значение АD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной зависимости от совокупной цены.

Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов (Все эти эффекты связаны с изменением уровня цен.):

повышения уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды;

– «эффекта кассовых остатков» или «эффекта богатства»;

эффекта импортных товаров: при росте цен внутри страны, спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – растет;

Рисунок 2 –

Неценовые факторы смещают саму кривую АD либо вправо – спрос увеличивается (А1D1), либо влево – спрос уменьшается (А2D2).

К неценовым факторам относятся:

1) изменение потребительских расходов, связанных с изменением уровня благосостояния потребителя;

2) изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок средств производства;

3) изменение государственных расходов.