logo search
ekonomika_shpory

9.Конкуренция, ее виды и формы.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Формы конкуренции:

предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность; функциональная – конкуренция между товарами (объектами) – заменителями.

Методы конкуренции:

на основе критерия повышения качества товара или услуги (неценовая); на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара; на основе снижения цены (ценовая); на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара и услуг; на основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления – факторов времени (продолжительность, скорость, ускорение), синергичность, организованность, адаптивность и др.; на основе использования нескольких или всех пяти предыдущих методов конкуренции (интегральная).

Конкуренция может происходить на следующих уровнях:

местном; региональном; национальном; межнациональном; глобальном.

Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита.