2.1. Методы исследований конкурентоспособности предприятий
Существует несколько самых распространенных способ оценки конкурентоспособности. Рассмотрим эти методы, их достоинства и преимущества. Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительской стоимости предполагает оценку совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений, т.е. экономической технологии компании. Расчет проводится на основе использования алгоритма оценки конкурентоспособности применяемых технологий. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг. Одним из наиболее удобных графических методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия является многоугольник конкурентоспособности. Базируется на выявлении
критериев удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, затем устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заменить и оценить потребитель, проводится сравнение технико-экономических данных продукта с другими конкурирующими продуктами.
Многоугольник конкурентоспособности, представляет собой графические соединения оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, представленных в виде векторов-осей (рисунок 1).
Рис.1. Многоугольник конкурентоспособности предприятия [6;c.272]
По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (на рисунке отображены только 8 факторов) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Преимуществом данного метода является его простота и наглядность.
Недостатком этого метода не дает возможности установить значение
обобщенного критерия конкурентоспособности предприятия.
Матричный метод основан на анализе конкурентоспособности с учетом жизненного цикла
товаров (услуг). Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали — относительная доля предприятия на рынке. Преимуществом данного метода наличие информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки. Исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а
также требует наличия достоверной маркетинговой информации.
Метод, основанный на оценке конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Данный метод учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия — конкурентоспособность его продукции.
Конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности.
Комплексный метод. Конкурентоспособность предприятия есть интегральная величина по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу. Учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную
динамику в будущем. Конкретные способы и приемы, используемые при определении текущей и потенциальной конкурентоспособности, в конечном счете, воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах
Несмотря на такое разнообразие существующих подходов к оценке
конкурентоспособности предприятий ни один из них не нашел широкого применения на практике. Одним из общих недостатков существующих подходов является то, что они основываются на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих
субъектов, при этом упор делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка. Это позволяет сделать вывод о том, что универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не
существует. Также можно отметить общий недостаток представленных методов. Большинство методик основывается на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность
хозяйствующих субъектов, при этом упор делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка.
2.2 Факторы влияющие на конкурентосопособность предприятия.
Формирование и дальнейшее развитие рыночных отношений в Украине вызывает необходимость повышения качества продукции и, следовательно, конкурентоспособности производства. Решение этой проблемы в настоящее время затруднено из-за нестабильной экономической ситуации, неэффективной системы государственного регулирования рыночных отношений, нехватки денежных ресурсов у предприятий, низкого уровня информационного обеспечения и недостаточного профессионализма кадров. Кроме того, отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности производства. Существующие методики не учитывают степень приватизации предприятий отрасли, психологический фактор и ряд других, влияющих на конкурентоспособность производства. Для устранения недостатков необходимо, прежде всего, определить и систематизировать эти факторы, что даст возможность повысить эффективность оценки конкурентоспособности производства и поднять качество выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность производства включает в себя такие понятия как "конкурентоспособность предприятия" и "конкурентоспособность товара".Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.[7;с.189]
Внешние факторы включают в себя: — факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.; — активность конкурентов; — факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие; — наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны; — действия правительства; — степень приватизации предприятий данной отрасли; — случайные события.
Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия .Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий. Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности фирм этой страны .При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства .
На все факторы, кроме последнего, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.
Эти факторы влияют на конкурентоспособность глобальных предприятий. С нашей точки зрения, изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любой организации. Считаем, что к приведенным факторам следует добавить психологический. Рассмотрим их подробнее.
Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение. Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.
Под эффективностью издержек подразумевается их оптимизация, которая достижима при оценке вклада каждой фазы производства в общий процесс создания товара с помощью строгого внутрипроизводственного регулирования, включающего стратегический анализ издержек, целенаправленности производственной системы, т.е. соответствие общей стратегии фирмы, оптимизации послепроизводственных издержек и координации связей, возникающих, когда метод какого-либо вида деятельности предприятия - производство, маркетинг, управление финансами и т.д., влияет на стоимость или эффективность других .
Экологическая эффективность означает минимизацию ущерба окружающей среде, что особенно актуально на данном этапе развития экономики Украины, и зависит от экологической оптимизации жизненного цикла товара и экологической культуры персонала.
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.
Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.
Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.
- М. Одеса – 2013 рік
- 1.Теоретические основы конкурентоспособности предприятий
- Понятие конкурентноспособности
- 1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия
- Оценка конкурентоспособности предприятия
- 2.1. Методы исследований конкурентоспособности предприятий
- 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятий
- 3.2 Пути повышения эффективности производства в Украине