3. Пути повышения конкурентоспособности предприятий
Среди многочисленных отношений хозяйственной среды, влияющих на развитие предприятия, важнейшим является конкуренция. Конкуренция заставляет предприятия (в его стремлении успешно реализовать свою продукцию и тем самым получить доход) снижать издержки производства, повышать качество продукции при сохранении уровня цены или ее незначительного повышения, совершенствовать сбыт и т.д.
Обеспечение высокой конкурентоспособности предполагает осуществление мероприятий затрагивающих все области деятельности предприятия: производственной, изыскательской, коммерческой, социальной и другие виды.
В их разработке необходимо определиться: в чем должны или могут состоять сравнительные преимущества предприятия: в конкурентной борьбе, на какие аспекты производства или деятельности необходимо в первую очередь обратить внимание. С этой целью каждое предприятие должно разработать свою стратегию конкуренции. На практике различают несколько видов стратегии:
- снижение себестоимости;
- дифференциация продукции;
- сегментирование рынка;
- внедрение новшеств;
-немедленное реагирование на потребности рынка.
В важным моментом является соответствия статуса и назначения предприятия с его внутренними возможности (производственным и ресурсным потенциалом).
Это достигается с помощью реструктуризации предприятия, направленных на ликвидацию убыточных производств, замену непрогрессивных технологических процессов на прогрессивные и ресурсосберегающие и т.д. что более чем актуально для нашей страны. Ее результатом должно стать сокращение издержек производства и реализация продукции. Реструктуризацию можно проводить:
- в области производства;
- в области коммерческой деятельности;
- в области финансовой деятельности;
В данном случае следует отметить, что крупные предприятия в большинстве – акционерные компании. И в процессе создания, и в период функционирования акционерное общество заинтересовано в высоком рейтинге как внутри, так и вне страны, что обуславливается, прежде всего, необходимостью расширением круга акционеров, получения кредитов и поддержания высокой стоимости акций, вращающихся на фондовом рынке. Именно для этого составляется бизнес – план.
Необходимость внедрения производственно-технологической модели, сформированной в ходе реструктуризации, должно стать:
- увеличение доли рынка продукции, выпускаемой предприятием;
- повышение платежеспособности предприятия;
- повышение рентабельности производства.
Вышеназванные показатели связаны с повышением конкурентоспособности предприятия, которое в свою очередь зависит еще и от выполнения следующих мероприятий на предприятии.
Это одновременно предполагает, что предприятие занимает прочное положение на рынке. Однако оно находится в постоянном движении и развитии. Развитие в свою очередь зависит от изменений в условиях производства товаров и их реализации, что проявляется в возникновении новых, более прогрессивных технологий производства товаров, появлении новых конкурентов, изменении вкусов и желаний потребителей, росте или падении спроса на товары, выпускаемые предприятием, изменении экономических и политических условий развития производства и реализации товаров.[8;c.142]
3.1.Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Украины
Конкурентоспособность страны - это обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение государства на внутреннем и внешнем рынках, т.е. его способность соответствовать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими странами.
Основными проблемами в повышении конкурентоспособности экономики Украины являются:
- недостаточная развитость инфраструктуры;
- политическая нестабильность;
- коррупция;
- несовершенство налоговой системы;
- невыделение приоритетных направлений и отраслей;
- проблемы социально-демографического характера;
- низкий уровень инвестиционного производства;
- нерациональная экспортно-импортная структура, зависимость от импорта (в частности, от топливно-энергетических ресурсов);
- инфляция и валютное регулирование и т.д.
В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства - природных ресурсов, трудовых ресурсов и капитала. С развитием производства и техническим прогрессом конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня - это, прежде всего, инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения. Анализ уровней обеспеченности Украины основными факторами производства и эффективности их использования в сравнении с 6-ю экономически самыми развитыми странами мира (США, Япония, Германия, Франция, Англия, Канада) свидетельствует, что наше государство имеет довольно высокий рейтинг: по обеспеченности сельхозугодиями - 3 место, трудовыми ресурсами - 4 место, научным потенциалом - 3 место. Но что касается реализации этих возможностей, то по эффективности использования факторов производства Украина, как и прочие страны СНГ, занимают последние места, намного уступая развитым странам мира. Например, отставание от Франции составляет: по использованию сельхозугодий - в 10-12 раз, трудовых ресурсов - в 7-15 раз, основного капитала - в 2-3 раза, научного потенциала - более чем в 20 раз.
Однако, следует отметить, что наличия факторов производства для успешной конкуренции недостаточно. Необходим спрос на продукцию, стратегия предприятий относительно их развития и повышения конкурентоспособности, «прозрачность» конкуренции и т.д. К сожалению, практическое отсутствие конкуренции на внутреннем рынке лишает производителей необходимости повышать качество отечественной продукции, что, в свою очередь, затрудняет выход предприятий на внешние рынки.
Отсутствие четкой программы действий относительно изменения структуры национальной экономики и, в особенности, ее материального сектора остается сегодня фактором, который постоянно провоцирует кризисные явления. Стратегической ошибкой является также наше нежелание обеспечить реальный приоритет отраслей и производств агропромышленного комплекса.
Беспрерывное ухудшение показателей практически всех направлений инновационной деятельности также отражается на уровне конкурентоспособности экономики Украины, без чего невозможно достичь стабильного экономического роста и повышения конкурентоспособности.
В современных условиях весомым фактором оздоровления национальной экономики, которая страдает от значительного сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию, может стать только существенное расширение внешней торговли. Для Украины этот фактор имеет особое значение, потому что он позволяет ускорить рыночную трансформацию экономики, выход на мировой товарный рынок и создание валютных резервов, необходимых для модернизации и структурной перестройки производства.
Таким образом, главными из проблем, затрудняющих рост уровня конкурентоспособности национальной экономики, являются превышение импорта над экспортом, недостаточная развитость инфраструктуры и т.д. Для их решения необходимо выделить приоритетные отрасли развития экономики, составить четкую программу действий, направленную на повышение качества продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, за счет чего государство сможет увеличить объем экспорта.[9;c.115]
- М. Одеса – 2013 рік
- 1.Теоретические основы конкурентоспособности предприятий
- Понятие конкурентноспособности
- 1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия
- Оценка конкурентоспособности предприятия
- 2.1. Методы исследований конкурентоспособности предприятий
- 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятий
- 3.2 Пути повышения эффективности производства в Украине